Тексты с пояснениями. Гераклу недолго пришлось ждать первого поручения царя Эврисфея

НЕМЕЙСКИЙ ЛЕВ (первый подвиг)

Гераклу недолго пришлось ждать первого поручения царя Эврисфея. Он приказал Гераклу убить немейского льва. Этот лев, порожденный Тифоном и Ехидной, был чудовищной величины. Он жил около города Немей и опустошал его окрестности. Прибыв в Немею, тотчас отправился Геракл в горы, чтобы разыскать логовище льва. Уже был полдень, когда герой достиг склонов гор. Нигде не было видно ни одной живой души: ни пастухов, ни земледельцев. Все живое бежало из этих мест в страхе перед ужасным львом. Долго искал Геракл по лесистым склонам гор и в ущельях логовище льва; наконец, когда уже солнце стало склоняться к западу, нашел его Геракл в мрачном ущелье. Логовище находилось в громадной пещере, имевшей два выхода. Геракл завалил один из выходов камнями и стал ждать льва. Когда уже надвигались сумерки, показался чудовищный лев с длинной косматой гривой. Натянул тетиву своего лука Геракл и пустил во льва одну за другой три стрелы, но стрелы отскочили от его шкуры - так тверда она была. Грозно зарычал лев, рычание его раскатилось по горам подобно грому. Лев стоял в ущелье и искал горящими яростью глазами того, кто осмелился пустить в него стрелы. Но вот он увидел Геракла и бросился громадным прыжком на героя. Как молния сверкнула палица Геракла и громовым ударом обрушилась на голову льва. Оглушенный страшным ударом, лев упал на землю. Геракл бросился на него, обхватил его своими могучими руками и задушил. Взвалив на плечи убитого льва, Геракл вернулся в Немею, принес жертву Зевсу и учредил в память своего первого подвига Немейские игры. Когда Геракл принес убитого льва в Микены, Эврисфей побледнел от страха, взглянув на чудовище. Царь Микен понял, какой нечеловеческой силой обладает Геракл. Он запретил ему даже приближаться к воротам Микен; когда же Геракл нес доказательства своих подвигов, Эврисфей с ужасом смотрел на них с высоких микенских стен.

Пояснение к тексту

Немея - город в Арголиде, на северо-востоке Пелопоннеса.

Немейские игры - общегреческие празднества, происходившие каждые два года в Немейской долине в Арголиде; справлялись они в честь Зевса в середине лета. Во время игр, продолжавшихся несколько дней, состязались в беге, борьбе, кулачном бою, бросании диска и копья; проводили и состязания колесниц. Во время игр объявлялся мир во всей Греции.

СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ (шестой подвиг)

Вскоре Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия, царя Элиды, сына лучезарного Гелиоса. Бог солнца дал своему сыну неисчислимые богатства. Особенно многочисленны были стада Авгия. Среди его стад было триста быков с белыми как снег ногами, двести быков были красные, как сидонский пурпур, двенадцать быков, посвященных богу Гелиосу, были белые, как лебеди, а один бык, отличавшийся необыкновенной красотой, сиял, подобно звезде. Геракл предложил Авгию очистить в один день его громадный скотный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился. Он считал, что невозможно выполнить такую работу в один день. Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Вода этих рек в один день унесла навоз со скотного двора, а Геракл опять сложил стены. Пришел Геракл к Авгию требовать награды, но царь не отдал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться Гераклу в Тиринф.

Страшно отомстил Геракл царю Элиды. Через несколько лет, уже освободившись от службы у Эврисфея, Геракл вторгся с большим войском в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю богатую добычу у города Писы, принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине-Палладе.

Геракл отомстил и всем союзникам Авгия. Особенно же поплатился царь Пилоса Нелей. Геракл, придя с войском к Пилосу, взял город и убил Нелея и одиннадцать его сыновей. Не спасся и сын Нелея, Периклимен, которому дал властитель моря Посейдон дар обращаться в льва, змею и пчелу. Геракл убил его, когда, обратившись в пчелу, Периклимен сел на одну из лошадей, запряженных в колесницу Геракла. Один лишь сын Нелея Нестор остался в живых. Впоследствии прославился Нестор среди греков своими подвигами и великой мудростью.

Пояснение к тексту

Олимпийские игры - важнейшее из общегреческих празднеств, во время которого объявлялся во всей Греции мир. За несколько месяцев до игр по всей Греции и греческим колониям рассылали послов, приглашавших на игры в Олимпию. Игры справлялись раз в четыре года. На них происходили состязания в беге, борьбе, кулачном бою, бросании диска и копья, а также состязания колесниц. Победители на играх получали в награду оливковый венок и пользовались великим почетом. Греки вели летоисчисление по Олимпийским играм, считая первыми игры, происходившие в 776 г. до н.э. Существовали Олимпийские игры до 393 г. н.э., затем они были запрещены императором Феодосием, как несовместимые с христианством. Через 30 лет император Феодосии II сжег храм Зевса в Олимпии и все роскошные здания, украшавшие то место, где происходили Олимпийские игры. Они обратились в развалины и постепенно были занесены песком реки Алфей. Только раскопки, производившиеся на месте Олимпии в XIX и в XX вв., дали возможность получить точное представление о былой Олимпии и об Олимпийских играх.

ПОЯС ИППОЛИТЫ (девятый подвиг)

Девятым подвигом Геракла был его поход в страну амазонок за поясом Наряды Ипполиты. Этот пояс подарил Ипполите бог войны Арес, и она носила его как знак своей власти над всеми амазонками. Дочь Эврисфея Адмета, жрица богини Геры, хотела непременно иметь этот пояс. Чтобы исполнить ее желание, Эврисфей послал за поясом Геракла. Собрав небольшой отряд героев, сын Зевса отправился в далекий путь на корабле Невелик был отряд Геракла, но много славных героев было в этом отряде, был в нем и герой Аттики Тесей.

Далекий путь предстоял героям. Они должны были достигнуть самых дальних берегов Эвксинского Понта. Там находилась страна амазонок со столицей Фемискирой. По пути Геракл пристал к острову Парос, где правили сыновья Миноса. На этом острове убили сыновья Миноса двух спутников Геракла. Геракл, рассерженный этим, тотчас же начал войну с сыновьями Миноса. Многих жителей Пароса он перебил, других же, загнав в город, держал в осаде до тех пор, пока не послали осажденные послов к Гераклу и не стали просить его, чтобы он взял двоих из них вместо убитых спутников. Тогда снял осаду Геракл и вместо убитых взял двух внуков Миноса - Алкея и Сфенела.

С Пароса Геракл прибыл в Мизию к царю Лику, который принял его с великим гостеприимством. Неожиданно напал на Лика царь бебриков. Геракл победил со своим отрядом царя бебриков и разрушил его столицу, а всю землю бебриков отдал Лику. Царь Лик назвал эту страну в честь Геракла Гераклеей. Отправился Геракл дальше и, наконец, прибыл к городу амазонок Фемискире.

Слава о подвигах сына Зевса давно уже достигла страны амазонок. Поэтому, когда корабль Геракла пристал к Фемискире, вышли амазонки с царицей навстречу герою. Они с удивлением смотрели на великого сына Зевса, который выделялся, подобно бессмертному богу, среди своих спутников. Царица Ипполита спросила Геракла:

- Славный сын Зевса, скажи мне: что привело тебя в наш город? Мир несешь ты нам или войну?

Так ответил царице Геракл:

- Царица, не по своей воле пришел я сюда с войском, совершив далекий путь по бурному морю; меня прислал властитель Микен, Эврисфей. Дочь его Адмета хочет иметь твой пояс, подарок бога Ареса. Эврисфей поручил мне добыть твой пояс!

Не в силах была отказать Гераклу Ипполита. Она была уже готова отдать ему пояс, но Гера, желая погубить ненавистного ей Геракла, приняла вид амазонки, вмешалась в толпу и стала убеждать воительниц напасть на войско Геракла.

- Неправду говорит Геракл,- сказала Гера амазонкам, - он явился к вам с коварным умыслом: герой хочет похитить вашу царицу Ипполиту и увести ее рабыней в свой дом.

Амазонки поверили Гере. Схватились они за оружие и напали на войско Геракла. Впереди войска амазонок неслась быстрая как ветер Аэлла. Первой напала она на Геракла, подобно бурному вихрю: Герой отразил натиск и обратил ее в бегство.

Настиг Аэллу Геракл и поразил ее своим сверкающим мечом. Пала в битве и амазонка Протоя. Семь героев, спутников Геракла, сразила она собственной рукой, но не избежала Протоя стрелы сына Зевса. Напали на Геракла сразу семь амазонок; они были спутницами самой Артемиды: никто не был им равен в искусстве владеть копьем. Прикрывшись щитами, они пустили свои копья в Геракла, но копья пролетели мимо. Всех их сразил герой своей палицей; одна за другой грянули они на землю, сверкая своим вооружением. Амазонку же Меланиппу, возглавлявшую войско, Геракл взял в плен, а вместе с ней пленил и Антиопу. Побеждены были грозные воительницы, их войско обратилось в бегство, многие из них пали от руки преследовавших их героев. Заключили амазонки мир с Гераклом. Ипполита купила свободу могучей Меланиппы ценой своего пояса. Антиопу же герои увезли с собой. Геракл отдал ее в награду Тесею за его храбрость. Так добыл Геракл пояс Ипполиты.

Пояснение к тексту

Амазонка - возникшие у греков мифы о женщинах-воительницах амазонках были результатом соприкосновения греков с населением северопричерноморских территорий. Многочисленные женские погребения скифок и сарматок сопровождались в качестве похоронных принадлежностей оружием - луком, стрелами, мечами. Это доказывало, что молодые скифские и сарматские женщины могли принимать участие в охоте и войне.

Парос - один из Кикладских островов в Эгейском море, славившийся в древности своим мрамором.

Мизия - страна на западном берегу. Малой Азии с главным городом Пергамом.

ЯБЛОКИ ГЕСПЕРИД

(двенадцатый подвиг)

Самым трудным подвигом Геракла на службе у Эврисфея был его последний, двенадцатый, подвиг. Геракл должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов, за которыми смотрели дочери Атласа Геспериды, три золотых яблока. Яблоки эти росли на золотом дереве, выращенном богиней земли Геей в подарок Гере в день ее свадьбы с Зевсом. Чтобы совершить этот подвиг, нужно было, прежде всего узнать путь в сады Гесперид, охраняемые драконом, никогда не смыкавшим глаз.

Никто не знал пути к Гесперидам и Атласу. Долго блуждал Геракл по Азии и Европе, прошел он все страны, которые проходил раньше по пути за коровами Гериона; всюду Геракл расспрашивал о пути в сады Гесперид. Пришел Геракл на самый крайний север, к вечно катящей свои бурные, беспредельные воды реке Эридану. На берегах Эридана с почетом встретили сына Зевса прекрасные нимфы и дали ему совет, как узнать путь в сады Гесперид. Геракл должен напасть врасплох на морского вещего старца Нерея, когда он выйдет на берег из морской пучины, и узнать у него путь к Гесперидам; кроме Нерея, никто не знал этого пути. Геракл долго искал Нерея. Наконец, удалось ему найти старца на берегу моря. Геракл напал на морского бога. Трудна была борьба с ним. Чтобы освободиться от железных объятий Геракла, Нерей принимал всевозможные образы, но не выпускал его герой. Наконец, он вязал утомленного Нерея, и морскому богу пришлось, чтобы получить свободу, открыть Гераклу тайну пути в сады Гесперид. Узнав эту тайну, сын Зевса отпустил морского старца и отправился в далекий путь.

Опять пришлось ему идти через Ливию. Здесь встретил он великана Антея, сына Посейдона, бога морей, и богини земли Геи. Антей заставлял всех путников бороться с ним и всех, кого побеждал в борьбе, немилосердно убивал. Великан потребовал, чтобы и Геракл боролся с ним. Нельзя было победить Антея в единоборстве, не зная тайны, откуда великан получал во время борьбы все новые и новые силы. Тайна же была такова: когда Антей чувствовал, что начинает ослабевать, он прикасался к земле, своей матери, и обновлялись его силы; он черпал их у матери, великой богини земли. Но стоило только оторвать Антея от земли и поднять его на воздух, как исчезали его силы. Долго боролся Геракл с Антеем, несколько раз он валил его на землю, но только прибавлялось силы у Антея. Вдруг во время борьбы поднял могучий Геракл Антея высоко на воздух; иссякли силы сына Геи, и Геракл задушил его.

Дальше пошел Геракл и пришел в Египет. Там, утомленный длинным путем, уснул он в тени небольшой рощи на берегу Нила. Увидел спящего Геракла царь Египта Бусирис, сын Посейдона и дочери Эпафа Лисианассы, и велел связать спящего героя. Он хотел принести Геракла в жертву отцу его Зевсу. Девять лет был неурожай в Египте. Пришедший с Кипра прорицатель Фрасий предсказал, что прекратится неурожай только в том случае, если будет Бусирис ежегодно приносить в жертву Зевсу чужеземца. Бусирис велел схватить прорицателя Фрасия и первым принес его в жертву. С тех пор жестокий царь приносил в жертву громовержцу всех чужеземцев, которые приходили в Египет. Привели к жертвеннику и Геракла, но разорвал великий герой веревки, которыми был связан, и убил у жертвенника самого Бусириса и сына его Амфидаманта. Так был наказан жестокий царь Египта.

Много еще пришлось встретить Гераклу на пути своем опасностей, пока достиг он края земли, где стоял великий титан Атлас. С изумлением смотрел герой на могучего титана, державшего на своих широких плечах весь небесный свод.

- О, великий титан Атлас! - обратился к нему Геракл. - Я - сын Зевса, Геракл. Меня прислал к тебе Эврисфей, царь богатых золотом Микен. Эврисфей повелел мне достать у тебя три золотых яблока с золотого дерева в садах Гесперид.

- Я дам тебе три яблока, сын Зевса,- ответил Атлас,- ты же, пока я буду ходить за ними, должен встать на мое место и держать на плечах своих небесный свод.

Геракл согласился. Он встал на место Атласа. Невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса. Он напряг все свои силы и удержал небесный свод. Страшно давила тяжесть на могучие плечи Геракла. Он согнулся под тяжестью неба, его мускулы вздулись, как горы, пот покрыл все его тело от напряжения, но нечеловеческие силы и помощь богини Афины дали ему возможность держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлас с тремя золотыми яблоками. Вернувшись, Атлас сказал герою:

- Вот три яблока, Геракл; если хочешь, я сам отнесу их в Микены, а ты подержи до моего возвращения небесный свод; потом я встану опять на свое место.

Геракл понял хитрость Атласа, понял, что хочет титан совсем освободиться от своего тяжелого труда, и против хитрости применил хитрость.

- Хорошо, Атлас, я согласен!- ответил Геракл.- Только позволь мне прежде сделать себе подушку, я положу ее на плечи, чтобы не давил их так ужасно небесный свод.

Атлас встал опять на свое место и взвалил на плечи тяжесть неба. Геракл поднял лук и колчан со стрелами, взял палицу и золотые яблоки и сказал:

- Прощай, Атлас! Я держал свод неба, пока ты ходил за яблоками Гесперид, вечно же нести на плечах своих всю тяжесть неба я не хочу.

С этими словами Геракл ушел от титана, и снова пришлось Атласу держать, как и прежде, на могучих плечах небесный свод. Геракл же вернулся к Эврисфею и отдал ему золотые яблоки. Эврисфей подарил их Гераклу, а он подарил яблоки своей покровительнице, дочери Зевса Афине-Палладе. Афина вернула яблоки Гесперидам, чтобы вечно оставались они в их садах.

После своего двенадцатого подвига Геракл освободился от службы у Эврисфея. Теперь он мог вернуться в семивратные Фивы. Но недолго оставался там сын Зевса. Ждали его новые подвиги. Он отдал жену свою Мегару в жены своему другу Иолаю, а сам ушел опять в Тиринф.

Но не одни победы ждали его, были у Геракла и тяжкие беды, так как по-прежнему преследовала его богиня Гера.

Пояснение к тексту

Титан - наделенный немеренной силой.

Атлас - титан. В греческой мифологии отвечает за покой Земли, ибо держит ее на плечах своих.

Гесперид - общее название дочерей Атласа.

Нерей - бог морской пучины.

Антей - сын земли и моря. Его сила пополняется от соприкосновения с Землей.

Ливия - государство.

Египет - государство.

СМЕРТЬ ГЕРАКЛА И ПРИНЯТИЕ ЕГО

В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ

Когда Геракл за убийство Ифита был продан в рабство Омфале, Деянире с детьми пришлось покинуть Тиринф. Жене Геракла дал приют царь фессалийского города Трахины Кеик. Прошло уже три года и три месяца, как покинул Геракл Деяниру. Жена Геракла беспокоилась за судьбу своего мужа. Не было известий от Геракла. Деянира даже не знала, жив ли он. Тяжелые предчувствия мучили Деяниру. Позвала она своего сына Гилла и сказала ему:

- О, возлюбленный сын мой! Позор, что ты не ищешь своего отца. Вот уже много месяцев нет от него вестей.

- Если только можно верить слухам,- ответил матери Гилл, - то после того, как три года побыл отец рабом у Омфалы, он, когда кончился срок его рабства, отправился с войском на Эвбею к городу Ойхалии, чтобы отомстить царю Эвриту за оскорбление.

- Сын мой! - прервала Гилла мать. - Твой отец Геракл, уходя на великие подвиги, никогда не покидал меня в такой тревоге, как в последний раз. Он оставил мне даже при прощании табличку с записанным на ней старым предсказанием, данным ему в Додоне. Сказано там, что если три года и три месяца пробудет Геракл на чужбине, то или постигнет его смерть, или же, вернувшись домой, будет вести он радостную и спокойную жизнь. Покидая меня, оставил мне Геракл и распоряжения, что из земель предков в случае его смерти должны получить в наследство его дети. Тревожит меня участь мужа. Ведь говорил же он мне об осаде Ойхалии, что он или погибнет под городом, или же, взяв его, будет жить счастливо. Нет, сын мой, иди, молю тебя, разыщи твоего отца.

Гилл, покорный воле матери, отправился в далекий путь на Эвбею, в Ойхалию, искать отца.

Через некоторое время после того как Гилл покинул Трахину, прибежал к Деянире вестник. Он сообщил ей, что сейчас придет от Геракла посол Лихас. Радостную весть принесет Лихас: Геракл жив; он победил Эврита, взял и разрушил город Ойхалию и скоро вернется в Трахину в славе победы. Следом за вестником пришел к Деяннре и Лихас. Он привел пленных, и среди них Иолу, дочь Эврита. Радостно встретила Деянира Лихаса. Посол Геракла рассказал ей, что Геракл по-прежнему могуч и здоров. Он собирается праздновать свою победу и готовится принести богатые жертвы, прежде чем покинет Эвбею. Деянира заметила среди пленных прекрасную женщину и спросила Лихаса:

- Скажи мне, Лихас: кто эта женщина? Кто ее отец и мать? Больше всех она горюет она. Не дочь ли это самого Эврита?

Но Лихас ответил жене Геракла:

- Не знаю я, царица, кто она. Наверно, к знатному эвбейскому роду принадлежит эта женщина. Ни слова не сказала она во время пути. Все время льет слезы скорби, с тех пор как покинула родной город.

-Несчастная! - воскликнула Деянира. - К этому горю не прибавлю я тебе новых страданий! Веди же, Лихас, во дворец пленных, я сейчас приду следом за вами!

Лихас ушел с пленными во дворец. Лишь только ушел он, как приблизился к Деянире слуга и сказал ей:

- Погоди царица, выслушай меня. Не всю правду сказал тебе Лихас. Он знает, кто эта женщина; это дочь Эврита - Иола. Из любви к ней состязался некогда Геракл с Эвритом в стрельбе из лука. Гордый царь не отдал ему, победителю, в жены дочери, как обещал, - оскорбив, он прогнал великого героя из города. Ради Иолы взял теперь Ойхалию Геракл и убил царя Эврита. Не как рабу прислал сюда Иолу сын Зевса – он хочет взять ее в жены.

Опечалилась Деянира. Она упрекает Лихаса за то, что он скрыл от нее правду. Сознается Лихас, что действительно Геракл, плененный красотой Иолы, хочет жениться на ней. Горюет Деянира. Забыл ее Геракл во время долгой разлуки, теперь любит он другую. Что делать ей, несчастной? Она любит великого сына Зевса и не может отдать его другой. Вспоминает убитая горем Деянира о крови, которую дал ей когда-то кентавр Несс, и то, что он сказал ей перед смертью. Ведь он сказал ей: "Натри моей кровью одежду Геракла, и вечно он будет любить тебя, ни одна женщина не будет ему дороже тебя". Боится прибегнуть Деянира к волшебному средству, но любовь к Гераклу и страх потерять его побеждают, наконец, ее опасения. Достает она кровь Несса, которую так долго хранила в сосуде, чтобы не упал на нее луч солнца, чтобы не согрел ее огонь очага. Деянира натирает ею роскошный плащ, который выткала она в подарок Гераклу, кладет его в плотно закрывающийся ящик, зовет Лихаса и говорит ему:

- Спеши, Лихас, на Эвбею и отнеси Гераклу этот ящик. В нем лежит плащ, пусть наденет этот плащ Геракл, когда будет приносить жертву Зевсу, Скажи ему, чтобы ни один смертный не надевал этого плаща,кроме него, чтобы даже луч светлого Гелиоса не коснулся плаща, прежде чем он наденет его. Спеши же, Лихас!

Ушел Лихас с плащом. После его ухода Деянирой овладело беспокойство. Пошла она во дворец и, к своему ужасу, видит, что та шерсть, которой натирала она плащ кровью Несса, истлела. Деянира бросила эту шерсть на пол. Луч солнца упал на шерсть и согрел отравленную ядом лернейской гидры кровь кентавра. Вместе с кровью нагрелся яд гидры и обратил в пепел шерсть, а на полу, где лежала шерсть, показалась ядовитая пена. В ужас пришла Деянира: она боится, что погибнет Геракл, надев отравленный плащ. Все сильней и сильней мучает жену Геракла предчувствие непоправимой беды.

Немного прошло времени с тех пор, как ушел на Эвбею с отравленным плащом Лихас. Во дворец входит вернувшийся в Трахину Гилл. Он бледен, глаза его полны слез. Взглянув на мать, восклицает он:

- О, как хотел бы я видеть одно из трех: или чтобы не было тебя в живых, или чтобы другой звал тебя матерью, а не я, или же чтобы лучший разум был у тебя, чем теперь! Знай, ты погубила собственного мужа, моего отца!

- О, горе! - в ужасе воскликнула Деянира. - Что говоришь ты, сын мой? Кто из людей сказал тебе это? Как можешь ты обвинять меня в таком злодеянии!

- Я сам видел страдания отца, не от людей узнал я это!

Рассказывает Гилл матери, что случилось на горе Канейоне, около города Ойхалии: Геракл, воздвигнув жерт­венник, готовился уже принести жертвы богам, и прежде всего отцу своему Зевсу, как пришел Лихас с плащом. Сын Зевса надел плащ - дар жены - и приступил к жертвоприношению. В жертву Зевсу принес он двенадцать отборных быков, всего же принес герой сто жертв богам. Ярко вспыхнуло пламя на алтарях. Геракл стоял, благоговейно воздев руки к небу, и призывал богов. Огонь, жарко пылавший на жертвенниках,

согрел тело Геракла, и выступил на его теле пот. Вдруг прилип к телу героя отравленный плащ. Судороги пробежали по телу Геракла. Почувствовал он страшную боль. Ужасно страдая, призвал герой Лихаса и спросил его, зачем принес он этот плащ. Что мог ответить ему Лихас? Он мог только сказать, что с плащом прислала его Деянира. Геракл же, не сознавая ничего от страшной боли, схватил Лихаса за ногу и ударил его о скалу, вокруг которой шумели морские волны. Насмерть разбился Лихас. Геракл же упал на землю. Он бился в невыразимых муках. Крик его разносился далеко по Эвбее. Геракл проклинал свой брак с Деянирой. Великий герой призвал сына и с тяжким стоном сказал ему:

- О, сын мой, не покидай меня в несчастии,- если даже будет грозить тебе смерть, не покидай меня! Подними меня! Унеси отсюда! Унеси туда, где не видел бы меня ни один смертный. О, если чувствуешь ты ко мне сострадание, не дай мне умереть здесь!

Подняли Геракла, положили на носилки, отнесли на корабль, чтобы перевезти его в Трахину. Вот что рассказал Гилл матери и закончил рассказ такими словами:

- Сейчас вы увидите здесь великого сына Зевса, может быть, еще живым, а может быть, уже мертвым. О, пусть накажут тебя, мать, суровые Эринии и мстительница Дикэ! Ты погубила лучшего из людей, которых когда-либо носила земля! Никогда не увидишь ты подобного героя!

Молча ушла во дворец Деянира. Во дворце схватила она обоюдоострый меч. Увидала Деяниру старая няня. Она зовет скорее Гилла. Спешит Гилл к матери, но пронзила уже она мечом свою грудь. С громким плачем бросился к матери несчастный сын, он обнимает ее и покрывает поцелуями ее похолодевшее тело.

В это время приносят ко дворцу умирающего Геракла. Он забылся сном во время пути, но когда опустили носилки на землю у входа во дворец, Геракл проснулся. От страшной боли ничего не сознавал герой.

- О, великий Зевс! - восклицает он.- В какой стране я? О, где вы, мужи Греции? Помогите мне! Ради вас я очистил землю и море от чудовищ и зла, теперь же никто из вас не хочет избавить меня огнем или острым мечом от тяжелых страданий!

О, ты, брат Зевса, великий Аид, усыпи меня, несчастного, быстролетающей смертью!

- Отец, выслушай меня, молю тебя,- просит со слезами Гилл,- невольно совершила это злодеяние мать. Узнав, что сама она - причина твоей гибели, пронзила мать сердце острием меча!

- О, боги, умерла она, и я не мог ей отомстить! Не от моей руки погибла коварная Деянира!

- Отец, не виновата она! - говорит Гилл.- Увидав в доме своем Иолу, дочь Эврита, мать моя хотела волшебным средством вернуть твою любовь. Она натерла плащ кровью сраженного твоей стрелой кентавра Несса, не ведая, что отравлена эта кровь ядом лернейской гидры.

- О, горе! горе! - восклицает Геракл.- Так вот как исполнилось предсказание отца моего Зевса! Он сказал мне, что не умру я от руки живого, что суждено мне погибнуть от козней сошедшего в мрачное царство Аида. Вот как погубил меня сраженный мною Несс! Так вот какой сулил мне покой оракул в Додоне - покой смерти! Да, правда, у мертвых нет тревог! Исполни же мою последнюю волю, Гилл! Отнеси с моими верными друзьями меня на высокую Оэту, на ее вершине сложи погребальный костер, положи меня на костер и подожги его. О, сделай это скорей, прекрати мои страдания!

- О, сжалься, отец, неужели ты заставляешь меня быть твоим убийцей!- умоляет Гил л отца.

- Нет, не убийцей будешь ты, а целителем моих страданий! Есть еще у меня желание, исполни и его! - просит сына Геракл.

- Возьми себе в жены дочь Эврита, Иолу.

Но отказывается Гилл исполнить просьбу отца и говорит:

- Нет, отец, не могу я взять в жены ту, которая была виновницей гибели моей матери!

- О, покорись моей воле, Гилл! Не вызывай во мне вновь затихших страданий! Дай мне умереть спокойно!- настойчиво молит сына Геракл.

Смирился Гилл и отвечает отцу:

- Хорошо, отец. Я буду покорен твоей предсмертной воле. Торопит Геракл сына, просит скорее исполнить его последнюю просьбу.

- Спеши же, сын мой! Спеши положить меня на костер, прежде чем опять начнутся эти невыносимые муки! Несите меня! Прощай, Гилл!

Друзья Геракла и Гилл подняли носилки и отнесли Геракла на высокую Оэту. Там сложили они громадный костер и положили на него величайшего из героев. Страдания Геракла становятся все сильнее, все глубже проникает в его тело яд лернейской гидры. Рвет с себя Геракл отравленный плащ, плотно прилип он к телу; вместе с плащом отрывает куски кожи, и еще нестерпимее становятся страшные муки. Одно лишь спасение от этих мук - смерть. Легче погибнуть в пламени костра, чем терпеть их, но никто из друзей героя не решается поджечь костер. Наконец, пришел на Оэту Филоктет; его уговорил Геракл поджечь костер и в награду за это подарил ему свой лук и стрелы, отравленные ядом гидры. Поджег костер Филоктет, ярко вспыхнуло пламя костра, но еще ярче засверкали молнии Зевса. Громы прокатились по небу. На золотой колеснице принеслись к костру Афина-Паллада с Гермесом, и вознесли они на Олимп величайшего из героев Геракла. Там встретили его боги. Стал бессмертным богом Геракл. Гера, забыв свою ненависть, отдала Гераклу в жены дочь свою, вечно юную богиню Гебу. Живет с тех пор на светлом Олимпе в сонме бессмертных богов Геракл. Это было ему наградой за все его подвиги на земле, за все его страдания.

Пояснение к тексту

Оэта - гора в Фесалии, около города Трахины.

ЛЕГЕНДА ОБ АРИОНЕ

(по записи Геродота)

Этот-то Арион большую часть времени своей жизни провел у Периандра и затем решил отплыть в Италию и Сикелию. Там он нажил великое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали (злое дело): в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. Однако ему не удалось смягчить корабельщиков. Они велели Ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. В таком отчаянном положении Арион все же упросил корабельщиков (раз уж таково их решение), по крайней мере, позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. Он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. Тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. Арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь. Окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море. Между тем корабельщики отплыли в Коринф, Ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к Тенару. Арион вышел на берег и в своем наряде певца отправился в Коринф. По прибытии туда он рассказал все, что с ним случилось. Периандр же не поверил рассказу и велел заключить Ариона под стражу и никуда не выпускать, а за корабельщиками внимательно следить. Когда же те прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и спросил, что им известно об Арионе. Корабельщики отвечали, что Арион живет и здравствует где-то в Италии и они-де оставили его в Таранте в полном благополучии. Тогда внезапно появился Арион в том самом одеянии, в каком он бросился в море. Пораженные корабельщики не могли уже отрицать своей вины, так как были уличены. Так рассказывают коринфяне и лесбосцы. А на Тенаре есть небольшая медная статуя - жертвенный дар Ариона, изображающая человека на дельфине.

Пояснение к тексту

Арион - поэт и музыкант VII - VI вв. до н.э., ему принадлежит заслуга художественной обработки дифирамба торжественной песни в честь бога Диониса, введения для его исполнения чередующихся хоров. Из исполняемого таким образом дифирамба позднее развилась трагедия.

Кифаред - играющий на кифаре, струнном инструменте наподобие лиры.

ХРОНИКИ ГРЕЧЕСКОЙ СТАРИНЫ

2000 лет до н.э. - Время Крито-Минойской культуры. Афины, Микены, Смирна, Пирей, Родос и т.д. - города, построенные в те времена.

Гимназии - место воспитания юношей. Самые первые и древнейшие были созданы в Олимпии, Приене, Милете, Эфесе, Афинах.

XI-IX вв. до н.э. - Гомеровский период мифологического творчества.

Аристофан, Эсхил, Софокл, Эврипид - великие авторы греческих мифов.

Геродот - греческий историк. VI - V вв. до н.э. - появление письма и цифровой записи количеств, меры измерений.

Театры - здания для постановок мистерий, посвященных Дионису. Наиболее крупные были созданы в IV в. до н.э. в Фодике, Эпидавре (Софокл создал для этого театра 120 пьес). Играли актеры-любители. От поэтов требовали писать к каждому празднику 3 трагедии, одну комедию.

Стадионы - места для соревнований и игр. Самые первые появились в Олимпии, Дельфах, Афинах, Приене, Милете, Эпидавре.

Олимпиада - открытие состоялось в 776 г. до н.э. Ипподром - место для соревнований на лошадях. Самые первые были созданы в Олимпии, в Афинах.

Библиотеки - первое упоминание о них находили у Еврипида, Аристотеля, Пергамская библиотека в последствии - стала началом Александрийской библиотеки. К 47 г. до н.э. насчитывала 700 000 томов.

Музеи - музейон - храм муз. С V в. до н.э. - идею создания музейонов поддерживали: Пифагор, Аристотель, Теофраст, Д.Фалерский. В них хранились коллекции растений, животных. Были лекционные и читальные залы. Даже организовывались экспедиции.

Письменность - возникла в VI- V в. до н.э. Первоначально использовали дощечки, папирус, пергамент. Писали цветными чернилллш. Дъч письма использовались стеки - острые, царапающие палочки, либо перья, сделанные из бронзы. Чернила делали из сока каракатицы.

Арифметика - Считали на пальцах или пифагоровых досках -почти счетах. Использовали циркули, рейсфедеры.

Музыкальные инструменты - рог, свирель, флейта, литавры, кастаньеты, лира, кифара, арфа. Греки знали водяной орган.

Язык- дорийский, эолийский, ионийский.

Скульптура - преобладают мифологические персонажи. VII - VI в. до н.э.

Куросы - обнаженные юноши.

Коры - одетые женщины.

Мирон (V в. до н.э) создал скульптуру - Дискобол - юноша с диском для бросания.

Фидий - автор скульптуры Афины, Зевса на троне.

Пеоний - изваял Нику, найдена в Олимпии.

Леохар - сработал статую Аполлона Бельведерского.

146 г. до н.э. - завоеваниеГреции Римом.

ЭТО СЛЕДОВАЛО БЫ ПРОЧИТАТЬ

1. Кун Н.А. Мифы и легенды Древней Греции. М., 1990.

2. Смирнов А.Д. Герои Эллады. М., 1990.

3. Вешпер Р.Ю. История древнего мира. М.: Изд-во Республика. 1993.

4. Мифологический словарь. М.: Высшая школа. 1989.

5. Мифы и легенды Европы. Саратов: Надежда. 1994.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

1. В какой части света находится Греция? Найди ее на карте.

2. Какие народы населяли древнюю территорию Эллады?

3. Когда жил Гомер?

4. Какие поэмы были им созданы?

5. Кто продолжил собирать -и обрабатывать мифологические сюжеты о Греции, ее богах и героях?

6. О чем повествуют сюжеты "Илиады", "Одиссеи"?

7. Какие боги и герои запомнились тебе из греческих мифов?

8. Какие символы богов отражают их облик?

9. Когда впервые организовали Олимпийские игры?

10.Кто из богов правит в подземном мире?

11.Какие планеты и звезды названы в честь героев и богов древней Греции?

12.Какие названия городов древней Греции ты запомнил, каков их "возраст"?

13. На каких горных вершинах жили боги древней Греции?

14. В каких городах древней Греции разворачиваются события мифов?

ГЛОССАРИЙ

А

Афродита- богиня любви. Авгий - царь Элиды.

Аид - бог подземелья.

Аида - соловей.

Агамеда - волшебница.

Арес - бог войны.

Аэды - бродячие певцы, распространители мифов. Амброзия - напиток бессмертия.

Аполлон - божество света, знания.

Афина - богиня мудрости.

Атлант - титан, брат Прометея.

Амазонка - племя женщин-воинов.

Б

Бриарей - сторукий великан Земли и Урана.

Г

Гермес - покровитель стад, проводник душ умерших в подземное царство.

Геракл - герой Греции.

Гефест - кузнец, бог огня.

Гея - богиня Земли.

Гигайи - дети Геи, змееногие чудовища.

Горгоны - крылатые чудовища.

Столбы Геракла - скалы на берегу Гибралтара.

Гестия - богиня жертвенного огня домашнего очага, в Риме - Веста.

Гера - Земля.

Гелиос - бог Солнца.

Д

Деметра - богиня плодородия.

Дионис - покровитель искусств, праздника, вина. (Еще называют его Вакх).

Дедал - скульптор, создатель лабиринта.

Зефир - западный ветер.

Зевс - главный бог Олимпа.

Загрей - великий охотник, сын Зевса.

И

Ирида - богиня радуги.

Итака - остров около западных берегов Греции, родина Одиссея.

К

Кербер - многоголовый пес, охраняющий ворота царства Аида.

Керы - богини смерти.

Крон - время, отец Зевса.

Куреты - полубоги, защитники Зевса.

Кифаль - музыкальный инструмент, подобен лире.

Кентавр - мифическое существо, полуконь, получеловек.

М

Минос - сын Зевса и Европы, справедливый царь острова Крит. Молния - оружие Зевса.

Муза - богиня пения, пляски, поэзии.

Н

Немейские игры - общегреческий праздник в честь Зевса. Во время игр объявлялся мир во всей Греции.

Нимфы - низшие божества, молодые девушки с очень капризным характером! Они сопровождают богов, близких.

О

Океан - небесный поток воды. Самое древнее божество.

Олимпия - лесистый торный массив Греции.

Олимпийские игры - состязания героев в честь богов Олимпа.

Орион - великан-охотник.

Пигмеи - малорослые мифические люди.

Пан - покровитель всей природы.

Прометей - титан, провидец. Принес огонь людям.

Парнас - горный массив, гора муз.

Палестра - площадка для боя.

Пифий - прозвище Аполлона.

Р

Рея - дочь Урана - неба - Геи - земли.

С

Семела - мать Диониса.

Сатиры - насмешливые существа, спутники Диониса и Пана. Свирель - муз. инструмент. Сириус - вредоносная звезда.

Сизиф - хитрый царь Коринфа, он сковал даже смерть. Боги наказали его деланием бесполезного труда.

Т

Тисей - герой, подобный Гераклу.

ифей - чудовище, рожденное Землей против Зевса. Тартар - мрачная бездна в глубине земли.

Тирс - палка, обвитая плющом.

Титаны - враги богов. Троя - город Греции.

У

Уран - бог неба, отец бога Крона, дед бога Зевса.

Ф

Фемида - морская богиня, мать Аполлона.

Фамир - певец, вызвавший Муз на состязание в пении и ослепленный ими.

Химера - в древнегреческой мифологии огнедышащее чудовище в Ликии. Спереди Химера как лев, в середине - коза, сзади - змея.

Хаос - беспорядок.

Э

Эгида - щит из шкуры животного - козы.

Эпаф - сын Зевса и Ио.

Эрос - бог наслаждения.

Эврисфей - царь. У него служил Геракл, свои 12 подвигов он совершил у него на службе.

Эллада - Греция.

Энио - богиня войны.

Эос - богиня утренней зари.

Эрмий - Гермес.

Я

Ясион - сын Зевса, смертный случай.

Глава третья

О СКАНДИНАВИИ И СКАНДИНАВАХ

Народы Европы, Сибири и даже Азии считали, что на крайнем Западе Европы у Северного моря находятся земли, где живут красивые, умные и гордые люди. Но каждому, кто решал пробраться на эту землю, дорогу преграждал старик - Северный ветер. Считалось, что путь туда открыт только богам, героям и колдунам!

Летописцы древнего мира оставили нам скудные сведения о землях и народах Северо-Западной Европы. Геродот писал, что не имеет ни малейшего представления об островах и людях севернее территории современной Франции. Он описывал эти пространства как пустыни, покрытые льдом.

Однако есть сведения, что на землях Скандинавии еще в 325 г. до н.э. побывал мореход-купец Пифий. Он на небольшом судне отправился на север Европы - к Британии, а на обратном пути обнаружил неизвестную землю у ледового моря. Назвал он ее Ультима-Туле - крайний предел суши на Севере... Именно крайние пределы суши и образовали географическое пространство Скандинавии. Оно объединило Швецию, Норвегию, Данию, Исландию в единое экономическое и культурное сообщество народов, чьи судьбы не только исторически переплетены, но и начинались из одних истоков.

Природа Скандинавии разнообразна, но капризна и сурова. Однако воды Гольфстрима смягчают действие северной стужи. Вот почему Скандинавия - это единственное место на земле, где люди живут выше 60-й параллели северной широты.

Языки народов так близки, что шведы, норвежцы, датчане могут общаться без переводчиков. Скандинавские народы неоднократно на протяжении веков не только по два, по три, но и сразу все четыре объединялись под властью одних и тех же королей! Войн между ними не случалось с начала XIX в. Хотя по своей натуре это смелые, настойчивые и воинствующие народы.

В далекие времена они на быстроходных драночных ладьях, обтянутых просмоленным брезентом, быстро достигали материковой Европы и буквально обирали ее население. Сюда они плыли как к себе домой. Ведь скандинавы почти все когда-то были родом из разных племен, населявших Европу, как правило, ее северные и западные регионы... Они проникали даже в Средиземное море и грабили там. "Боже, избавь нас от этих норманов!" - молились и в христианской и в языческой Европе.

Слово "норманы" означает "люди Севера" - так в Европе называли скандинавов. Участники объединенных грабительских дружин скандинавов вошли в историю как викинги. В Восточной Европе их называли варягами. В самой Скандинавии норманами называли только норвежцев - именно "северных людей" по отношению к более южным шведам и датчанам.

Культурно-исторические связи этих народов друг с другом основаны не только на родственных связях, но и вере в одних и тех же богов. Духовной основой развития самобытности каждого народа Скандинавии стала единая мифологическая традиция - саги о героях, богах, героические баллады, истории целых семей. Бога Вотана скандинавы почитали, как греки Зевса, Тора - бога грома, молнии, ремесла мифы сделали национальным героем.

Вместе с тем каждый народ Скандинавии имеет свою историю, язык, культуру, неповторимый образ жизни

Так, заселение Швеции началось со второй половины V в. н.э. во время "великого переселения народов". Северо-германские племена готов, саков, ютов, теснимые своими южными соседями, были вынуждены искать приют в отда­ленных местах, как от них, так и от Римской Империи.

Столицей Швеции стал город Стокгольм, основанный ярлом (воеводой) Биргером в 1252 г. Постепенно город разросся и занял 22 острова! Его стали называть "Северной Венецией". Застраивался он так плотно, что, казалось, дома "растут из воды". Город хорошел, преображался, и в 1272 г. король перевез семью из города Унисалу (прежней резиденции короля) в Стокгольм. В центре Стокгольма еще до переезда короля, в 1264 г. была возведена первая в Швеции каменная церковь Святого Николая, а затем памятник основателю города - ярлу Биргеру. На маленьком островке Святого Духа со временем построили здание шведского парламента, оперы, королевскую библиотеку, музеи, концертный зал и создали россыпь парков. Столица Швеции впечатляла уже в те времена продуманностью застройки и градостроительным творчеством своих мастеров.

В Швеции бережно и с уважением относятся к прошлому. В театре Дроттенгохольма до сих пор поют оперы, созданные только до XVIII в. Даже обслуживающий персонал одет в одежды далеких времен. Здесь звучат бессмертные мелодии Генделя, Глюка... Первые четыре ряда от сцены не заполнены стульями. Там стоят два кресла с надписями: "Король", "Королева". Эти места никто, кроме них, не занимает. Таковы традиции!

Шведский народ подарил миру много талантливых людей. Эта земля дала миру А.Нобеля, учредившего премию мирового масштаба за достижения в сфере науки, искусства, литературы, охраны мира: А. Цельсия - изобретателя медицин­ского термометра, И. Эриксона - физика, А. Линдгрен – автора книги "Малыш и Карлсон", "Пеппи - Длинный Чулок" и т.д.

Но многие имена великих созидателей шведской культуры история не сумела сохранить. Особенно это касается зодчества и архитектуры. В память этим безымянным мастерам в Стокгольме был открыт музей деревянного искусства - самый первый во всей Скандинавии. Здесь собирают со всей Швеции деревянные строения, представляющие ценность для национальной архитектуры. В Швеции каждый город по-своему красив. Какая-то особая горделивость, величавость исходит от остроконечных шпилей городских строений. Строгость и некоторая замкнутость присущи и самим шведам. Это их национальная черта!

Шведы знают цену земле, на которой живут, и бережно ухаживают за ней. Они специально засевают пастбища для животных, выращивают пшеницу, рапс, рожь. Мясо-молочное производство - традиционная ориентация фермерских хозяйств Швеции.

Аборигенное население Швеции - саами. Они зани­маются оленеводством. Поселок Йокмокк является национальным центром этого народа. Когда саами выезжают на пастбище, они берут с собой чум (шалаш из шкур), национальную одежду.

Саами сохраняют верность промыслам предков: изготавливают арканы, вяжут сети, делают унты, шьют национальную одежду, занимаются резьбой по кости, собирают травы, совершенствуют национальные способы лечения и т.д. Тесная связь с природой и необходимость помнить "уроки предков" делают саамов живым источником сохранения национальных традиций в современной Швеции.

Норвежцы считают, что нет другого места в Скандинавии, кроме их страны, где есть еще такое удивительное сочетание скалистых неприступных гор и роскошных долин, зелень которых радует глаз на фоне гранита, мха и свесившихся обломков ледниковых оползней. Труднодоступные горы занимают 3/4 площади Норвегии! Заселение этих географических пространств проходило также во времена "великого переселения народов". К началу IX в. н.э. на землях Норвегии существовало 30 независимых княжеств.

Жемчужиной Норвегии стал г.Берген. Не только потому, что он один из первых городов этого государства. Берген -сердце культурной истории норвежцев. В этом городе родился Э. Григ - великий композитор Норвегии. В 1765 г. здесь был создан симфонический оркестр и блистал виртуозным мастерством игры на скрипке Уле Булль - "норвежский Паганини". Он основал в Бергене первый в государстве драматический театр. Руководил театром драматург Г.Ибсен -известнейший писатель мира. В залах музея изобразительного искусства г.Берген выставлялись полотна Ю.К.Даля, К. Румора, Э. Мунка. Здесь находится знаменитый на весь мир аквариум, где живут разнообразные обитатели морских глубин.

Берген донес до наших дней и дух старых времен. "Визитная карточка" Бергена - Брюгген, широкая набережная Бю-фьорда. Вдоль нее, плотно примкнув один к другому, стоят средневековые дома. Два-три окна в ширину, три-четыре этажа - таков их стандарт. Считалось, что владение домом в этом месте придает его хозяину особый вес среди горожан. На первом этаже обычно размещался магазин, мастерская или кафе. Верхние этажи отводились под жилые комнаты. На последнем могли быть складские помещения. Такова была старинная культура использования жилья.

Из древних зданий Бергена архитектурную ценность представляет церковь св. Марии, построенная в первой половине XII в., здание Хоконс-Халена, где разместился королевский банкетный зал.

Как в древние века, по утрам в гавань Бергена причаливают рыболовные боты. Основная часть улова поступает на предприятия, где свежая рыба превращается в соленую, вяленую, консервы, рыбью муку, рыбий жир. Традиционно Норвегия торгует живой рыбой с соседями.

Леса Норвегии богаты всяким диким зверьем: лосями, белками, горностаями, северными оленями. Здесь много птиц, особенно перелетных: орлов, журавлей, рябчиков, дроздов и т.д.

Говорят, что Норвегия это страна фьордов - скалистых выступов в море, которые могут рассматриваться даже как символ Норвегии.

Столицей Норвегии стал город Осло, расположившийся вблизи Осло-фьорда. 150 музеев этого города хранят памятники древней культуры! Есть музей и деревянного зодчества. В числе его экспонатов - деревянная церковь ХП столетия. Норвежские церкви отличались по архитектуре от подобных сооружений в Скандинавии. На концах их кровли закреплялись изображения драконов, которые являлись обязательным атрибутом кораблей викингов.

В музее "Корабли викингов" хранятся остатки трех судов, найденные в разное время вблизи Осло-фьорда. Самый древний корабль создан в 800 г. из дуба.

В музее установлено легендарное судно "Фрам". Знаме­нитый Нансен плавал на нем по Северному Ледовитому океану в 1893- 896 гг. А в 1911 г. Рауль Амундсен впервые в мире достиг Южного полюса на этом же корабле.

Украшением Дании является ее лес, где растут дубы, ясени, ели, бук - самые ценные виды деревьев.

Спросом в мире пользуется оргтехника датского производства, лекарства, вычислительная техника, фарфор, фаянс, мебель, одежда и т.п.

Самый древний город Дании - Орхус. Он упоминается в летописях 948 г. Жители города бережно хранят следы этой древности: самую высокую в Дании колокольню, высотой в 96 метров!

В 1167г. епископ Абсалон по поручению короля Вельдемара Великого на острове Слотсхольме начал строить - замок, который вместе с выросшим рядом городом и сформировал облик столицы Дании - Копенгагена. С 1416г. здесь стала жить королевская семья. До этого времени она жила в древнем Роскилле.

Роскилл славится на весь мир своим собором. В нем покоятся останки многих королей, их жен и детей. В соборе можно увидеть гробницы русской знати: между датскими и русскими царствующими домами существовали родственные связи. В центре собора стоит мраморная колонна. На ней отмечался зарубками рост посещавших собор монархов. Одна из них оставлена Петром 1...

Неподалеку от города Роскилла в городе Скульделе выставлены ладьи, на которых викинги совершали свои набеги на Европу. Существовала легенда, будто в устье фьорда был затоплен корабль, чтобы закрыть вражеским судам путь в глубь фьорда. Было исследовано дно фьорда и обнаружены остатки... пяти кораблей! Фрагменты судов позволили установить их примерный возраст - порядка 900 лет. На самом крупном корабле могло разместиться 50-60 воинов!

Копенгаген - это не только столица Дании, но и город студентов. Университет здесь был основан еще в 1479г. и является одним из самых древних университетов в Европе. Рядом с университетом находится древняя церковь Святого Духа, а во дворике церкви возвышается удивительная скульптурная композиция "Девушка и Сларни", автор Н.Якобсон. Сюжет этого произведения был навеян мотивами сказок великого сына Дании - Андерсена!

Культурный небосвод Дании всегда блистал именами людей, сделавших славу, не только своей родине, но и Европе: комедиограф Л.Сольберг, сказочник Г.Х. Андерсен, философ С. Кьеркегор, историк и писатель С: Грамматик. Его читателями были и наши соотечественники - В. Татищев, М. Ломоносов, М. Щербатов, И. Карамзин.

О датском скульпторе Б.Торвальдсене - ученике великого итальянского ваятеля А.Кановы сложились целые легенды и мифы. Искусство этого северного ваятеля было направлено на воссоздание скульптурных шедевров древней Эллады и украшению ими своей родины. В Копенгагене создан музей, где собраны творения этого талантливого скульптора!

История складывания государства Исландии полна тайн, загадок, счастливых случайностей.

Исландия - государство островного типа. Шотландцы первыми посетили этот остров еще в III веке н.э. Наведывались сюда и ирландские монахи, но жить никто не оставался.

В середине IX в. норвежский викинг Наддод во время шторма сбился с курса, и его судно было вынесено к берегу неизвестной суши. Возвратившись на родину, он назвал эту землю "снежной" - Снеланд.

В 865 г. остров посетил норвежец Флоуки. Поднявшись на высокую гору, Флоуки увидел фьорды, забитые льдами. Он назвал все увиденное - "Исландия" (Исланд - ледяная страна). Это название осталось за ней навсегда.

Первыми переселенцами на постоянное жительство на острове стали норвежцы Ингоульвюр и его брат Хьерлейв. Захватив необходимое количество людей, имущество, они на двух кораблях отправились в Исландию. Высадились из-за шторма порознь на южном побережье. Места их прибытия до сих пор носят имена: мыс Ингоульвюр и мыс Хьерлейв. Это было в 874 г. Местность, где обосновались и построились переселенцы, получила название "Рейкьявик" (залив дымов). Вокруг со временем образовался поселок, который и превратился в столицу Исландии - Рейкьявик.

В порту Рейкьявика установлен памятник Ингоульвюру работы Э.Йоунссона, поражающий совершенством композиции и монументальностью. Ингоульвюр стоит на носу ладьи, сжимая в левой руке копье, и пристально вглядывается вдаль. На его лице застыло выражение спокойной уверенности воина, который не раз встречался с опасностями и знает, что делать!

Примеру Ингоульвюра последовали тысячи людей. Ни королевские указы, ни угрозы, ни высокие налоги не могли удержать их от соблазна попытать счастье и начать новую жизнь. Выходцы из Норвегии, Ирландии, Северной Шотландии, Швеции стали родоначальниками исландского народа.Исландский язык очень близок к древнескандинавскому и отличается от современного норвежского, датского и шведского. В школах детям как раньше, так и сейчас, рассказывают, что на исландском языке говорит меньше всего людей на свете, поэтому его надо хранить как бесценный дар предков. С 930 года в долине Тинга стал регулярно собираться альтинг - общенародное собрание. В эти дни долина превращалась в место народных гуляний: состязаний, скачек, выступлений поэтов-скальдов.

Исландия в период становления своей государственности прошла через горькие испытания судьбы. На острове неоднократно вспыхивали эпидемии чумы, оспы. За 1402-1404 гг. 2/3 населения погибли от этих заболеваний. Речь шла даже о новом "великом переселении" на острова Ютландии. Но народ выстоял и не покинул своей Родины!

Рыбный промысел изначально стал главным для поддержания жизни островитян. Со временем исландцы на­учились использовать тепло гейзеров - горячих источников. Возле них стали осваивать земли, строить теплицы, в них занялись выращиванием овощей, фруктов! Кроме того появилась возможность около тепла выхаживать и разводить домашних животных. Соответственно стали развиваться и различные виды ремесла. Исландцы освоили плетение сетей, резьбу по камню, кости, научились изготавливать прекрасные шерстяные изделия.

Исландцы, насколько они себя помнят, всегда любили книги и чтение, пересказ текста по памяти. Не случайно скальдами-певцами при королевских дворах Европы были исключительно исландцы. Устные предания, саги, дошедшие до наших дней, были записаны именно ими. Собирание фольклора, саг, легенд в Исландии стало профессией. Современное поколение жителей Исландии от мала до велика знают имена более ста скальдов, живших в период с IX по XIII вв.

Датский король, подчинив себе Исландию, распорядился вывезти бесценные мифы этого народа в Данию. Только в 1971 г. это великолепие народного творчества было возвращено на землю обетованную - в свою Исландию.

На небосводе скандинавской культуры Исландия выде­ляется и своей уникальной музыкальной культурой. Она не похожа на континентальную. Сформировавшись под влиянием кельтской, древнескандинавской и церковно-ритуальной, их музыка вся вокальная. Как правило, исполняется либо в два голоса, либо декламируется в один голос (рими).

Являясь побегами от одного корня, культуры скандинавских народов очень близки. Ярким свидетельством того является их общее мифологическое творчество -скандинавская мифология. Я приглашаю тебя, мой читатель, в этот удивительный мир мифа.

СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Скопы, скальды (певцы) слагали саги, тулы, баллады о неповторимых временах жизни молодой Скандинавии. Они пели о героике и героях, идеальных воинах и правителях, о долге, чести, о победах над великанами и драконами. Жажда битвы и завоеваний звучала в их сказаниях о кровопролитных сражениях между данами и ютами, гуннами и бургундами, геатами и свеями. И неважно было, что нет уже на свете многих их этих племен. Они прочно вошли в художественный мир скальда, его слушателей и в нем обретали новую жизнь и продолжение своих приключений.

Истоки древнескандинавской мифологической традиции своими корнями уходят в недра германской фольклорной традиции. Это не было случайностью. Скандинавы, как уже известно, были выходцами из империи Германиха. Вот почему к своим новым планидам (землям) они несли имена богов и героев древнегерманских мифов. Причем из мифологического творчества германских племен до наших дней дошли небольшие отрывки. Это "Циклы песен о короле Теодорихе", "Песни о Хильдеоранте", "Песнь о Нибелунгах". Из творческого наследия франков сохранились около десяти вариантов "Песни о Роланде". Из англосаксонских мифов в полном виде дошел к современникам только "Веовульф". Скандинавия донесла к нам самый богатейший пласт мифологического творчества. Это песни "Эдды", разного рода легенды о героях и рыцарях. Саги и мифы отвечали на вопросы, кем создан мир и человек, для чего нужна воинская доблесть, как живут боги и т.п.

Скальды часто пересоздавали мифологические сюжеты, дополняя их различными приемами, Так, например, есть свидетельства о том, что существовал обычай танцевать мифологичекие песни. До наших дней он сохранился лишь на Ферерских островах. В канун дня Святого Олава (28 июля) хороводы продолжаются до самого утра под декламацию саг об Одине. В "Деяниях английских королей" XII в. указывается, что скальд - рыцарь Тайлефер, распевая "Песнь о Роланде", скакал во главе конницы, примером своим и песней побуждал товарищей к мужеству - т.е. саги пели в седле, походе, бою.

Когда скальд учил скальда мастерству, он передавал ему конкретные образцы - формы - написания саг:

- героические пишут о древних героях, о прошлом;

- легендарные - о конкретных героях;

- исторические - о жизни королей, ярлов, их семьях, убийствах;

- рыцарские - о вымышленных героях и придуманных обстоятельствах;

- сказочные - когда герои становятся богами, а боги героями;

- шутливые высмеивают пороки и недостатки людей.

Долгое время считалось, что мифы и сказания Скандинавии Снорри Стурлусон сочинил сам. Но в 1643 году (через 400 лет после его смерти) исландский епископ Б. Свейнссон нашел древний кодекс, содержащий песни о богах и героях, сюжеты которых совпадают с рассказанными в "Эдде". Стало ясно, Стурлусон собрал и записал языческие мифы и сказания, сохранив для нас их удивительный мир. "Эдду" С.Стурлусона назвали младшей, а найденный кодекс "Старшей Эддой".

Сюжеты "Эдды" завораживают и восхищают своей необычной простотой, логикой мысли, силой образов.

...Растет ясень Иггдрасиль. Три корня у дерева мира. Один тянется в царство мрака Нифльхейм, другой - к великанам, а третий - к богам-асам. Под тем корнем, что у асов, находится священный источник Урд. Здесь и главное святилище, куда каждый день съезжаются асы по мосту Биврест и вершат свой суд. Стоит у источника прекрасный чертог. Живут в нем три девы - Урд, Верданди и Скульд. Это три норны, ведающие судьбой людей. Каждый день они черпают воду из священного источника и поливают Иггдрасиль, чтобы он не засох. А на вершине Иггдрасиля сидит мудрый орел, а меж глаз у него - ястреб Ведрфельнир ("Полинявший от непогоды"). Корни ясеня гложут змеи и дракон Нидхегг. Белка Ротатоск переносит по стволу перебранку между орлом и драконом. Четыре оленя -Дайн, Двалин, Дунейр и Дуратор - объедают листву дерева мира." Это дерево дает миру опору (как у славян дуб).

Жилище асов называется Асгард. Расположен Асгард на поле Идавелль. Когда боги только начинали строиться, пришел к ним мастер-великан и обещал за три полугодия построить крепость, неприступную для великанов, а в награду потребовал богиню Фрею, Солнце и Луну. По совету Локки (бога, очень хитрого) асы согласились, но когда они увидели, что великан успеет построить крепость в срок, то пригрозили Локи лютой смертью, если он не помешает мастеру в строительстве. Пришлось Локи пойти на хитрость. Великану помогал в работе конь Свадильфари. Превратившись в кобылу, Локи отвлекал коня от работы, и строитель не успел закончить ее в срок. Понял великан, что обманут, и впал в ярость. Тогда асы позвали Тора, и он убил великана своим молотом. А у Локи родился жеребенок с восемью ногами - будущий конь Одина - Слейпнир.

Из камней, которые лизала корова Аудумла, возник человек Бури. Его сын Бор взял в жены Бестлу, дочь великана Бельторна, и родились у них три сына - Один, Вили и Be.

Один - отец всех богов и поэтому его называют Всеотцом, но он еще и Отец Павших. Ему принадлежит чертог, который называется Валгалла. Живут в нем павшие в бою храбрые воины. Отбирают воинов в Валгаллу валькирии, прислуживающие им там во время пиров. На пирах в Валгалле пьют медовое молоко козы Хейдрун, которая щиплет листья ясеня Иггдрасиль, и едят неиссякающее мясо вепря Сэхримнира. Один бросает всю еду двум волкам - Гарму и Фреки. Пьет он только вино. На его плечах сидят вороны Хугин и Мунин. От них Один узнает обо всем, что происходит на свете.

Один - оборотень. Он принимает разные образы: змеи, ворона, орла, коня, волка. Владеет Один магическими знаниями: тайной рун. За глоток знаний из источника мудрости отдает он свой глаз великану Мимиру, а чтобы узнать руны, сам себя принес в жертву, и пронзенный копьем, девять дней висит на ясене Иггдрасиль.

Когда боги обосновались на небесах, то решили они посмотреть, что же у них получилось со стройкой. Увидели они перед собой святилище с двенадцатью тронами и престолом для Одина. Все в нем было сделано из чистого золота. Назвали его - Чертогом Радости. Затем построили серебряное святилище для богинь - Вингольв, а также дом, в котором поставили кузнечный горн и сделали наковальню, молот и другие орудия.

У Одина были дети. Бальдр был самым красивый и мудрый из них. Вдруг стали его матери сниться сны, предвещавшие опасность. Тогда взяла Фриг клятву со всех вещей и существ, что они не причинят вреда ее сыну. И теперь, когда дети богов играли, Бальдр становился на поле тинга (собраний) и асы резвились с ним. В него бросали камни, метали копья, пронзали его стрелами, рубили мечами - ничего не вредило Бальдру.

Зависть родилась у Локи. Выведал он у его матери, что забыла она взять она клятву у молодого побега омелы. Вырвал Локи этот побег и дал его слепому Хеду. Тот метнул его в Бальдра. Упал сын Одина мертвым на землю.

Велико было горе богов и людей. Асы перенесли тело Бальдра к морю и положили в ладью. Только великанша Хюрроккин столкнула эту ладью в воду, как не выдержав горя, умерла жена Бальдра Наина. И ее сожгли в ладье вместе с Бальдром. Брат Бальдра Хермод решил отправиться к хозяйке царства мертвых Хель, чтобы вернуть его назад в Асгард. И обещала Хель (богиня смерти), что Бальдр вернется к асам, если все живое и мертвое на земле будет по нему плакать. Плакали все, кроме великанши Текк, а это был перевоплотившийся Локи. И остался Бальдр в царстве мертвых. Сурово отомстили асы Локи за Бальдра. Поймали они его и связали кишками. Затем повесили над лицом Локи ядовитую змею, яд которой приносил ему мучения. Хотя жена Локи Сигюн и подставляла чашу под капающий яд, когда капли его попадали на Локи, он содрогался, вызывая землетрясения. И мучиться ему так до конца мира.

Сыном Одина считается и Тор, сильнейший из всех богов и людей. Владения Тора называются Трудвангар ("Поля силы"). Ездит Тор в колеснице, запряженной двумя козлами. Есть у него три сокровища - молот Мьелльнир, пояс силы и железные рукавицы, которые он надевает, когда хватается за молот. Тор защищает Асгард и Мидгард - мир людей, от великанов. Как-то великан Хрунгнир опередил Одина в конном состязании. После чего стал похваляться перед асами, что убьет богов и уведет богинь Фрейю и Сив. Тор вызвал великана на поединок. Он метнул в Хрунгнира свой молот, а тот бросил навстречу молоту точило. Столкнувшись с молотом в воздухе, точило раскололось пополам, и один кусок вонзился Тору в голову. Тор упал наземь. Мьелльнир же попал великану в голову и раскрошил ему череп. Упал Хрунгнир на Тора, и одна его нога оказалась у Тора на шее. И только сын Тора Магни смог ее снять, за что отдал ему Тор коня Золотая Грива, которым прежде владел Хрунгнир. А точило из головы Тора почти вынула своими заклинаниями провидица Гроа. Но, узнав от Тора, что скоро вернется ее муж Аурвандиль, которого Тор на своих плечах вынес из страны великанов, она от радости позабыла все заклинания. Так и остались осколки точила у Тора в голове!

В "Эдде" сражается Тор и с мировы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: