Рис.4
Конструктор устанавливает два предельных размера для вала —dmах, dmin и два предельных раз мера для отверстия — Dmax, Dmin внутри которых должны находиться действительные размеры сопрягаемых деталей (рис. 3, б).
Допуск – это разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами Тd и ТD.
На чертеже соединения наносится один общий размер для вала и отверстия, называемый номинальным — D, и указываются для него предельные отклонения (рис. 4, а).
Верхнее отклонение ЕS, еs - алгебраическая разность между наибольшим и номинальным размерами.
ЕS = Dmax – D; es = dmах – d.
Нижнее отклонение ЕI, еi — алгебраическая разность между наименьшим и номинальным размерами.
ЕI= Dmin - D; еi = dmin- d.
Поле допуска — поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно нулевой линии, соответствующей номинальному размеру. Графическое изображение посадки с зазором и полей допусков приведено на рис.3, а.
Квалитет – это величина определяющая ширину поля допуска, которая обозначается цифрой и определяет степень точности детали.
|
|
Положение допуска относительно нулевой линии определяется основным отклонением — одним из двух предельных отклонений, ближайшим к нулевой линии, и обозначается одной из букв (или их сочетанием) латинского алфавита. Прописные буквы относятся к отверстиям, а строчные — к валам.
Поле допуска обозначается сочетанием буквы, указывающей на положение допуска относительно нулевой линии и цифрой, говорящей о степени точности — величине допуска.
Точностные требования к деталям.
В машиностроительном производстве используются в основном квалитеты с 5 по 18, что обусловлено технологическими сложностями при изготовлении более точных деталей. Соответственно изготовление более точных требует больших затрат, что не оправдано с экономической точки зрения.