ВВЕДЕНИЕ
Программа раздела «Материаловедение» дисциплины «Материаловедение и технология конструкционных материалов» для студентов заочной формы обучения специальности 271501 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» в высших учебных заведениях железнодорожного транспорта предусматривает изучение физико-технических и механических свойств строительных материалов, изделий и деталей, применяемых в дорожном и гражданском строительстве, определение их качества, основ технологии изготовления и области их применения.
Строительные материалы и изделия широко используют в строительном комплексе. Чем шире ассортимент, выше качество и ниже стоимость строительных материалов, тем успешнее осуществляется индустриальное строительство промышленных, жилых, гражданских, гидротехнических, дорожных, аэродромных, сельскохозяйственных, санитарно-технических и других инженерных сооружений и зданий.
Инженер строительного профиля должен свободно ориентироваться в обширной номенклатуре строительных материалов, выбирать необходимый материал с учетом его качественных показателей, конкретных условий применения и стоимости, а также иметь представление об основах технологии изготовления материалов. Кроме этого, инженер должен освоить методы оценки качества сырья и готовой продукции, направляемой на строительство, правил приемки, хранения, транспортирования, экономного расходования и т.п. Эти знания приобретаются в результате изучения теории о сырье, его переработке для изготовления материалов, способах определения качества и многих других вопросов. Специалист должен также приобрести практические навыки в отношении проверки качества материала, изготовления образцов для их испытания, подбора рационального состава материала и т.п. Все эти знания и навыки приобретаются студентами при изучении специального курса «Материаловедение и технология конструкционных материалов» в объеме определенной программы.
|
|
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Строительные материалы классифицируются по технологическому признаку. К основным классам строительных материалов, применяемым в строительстве железных дорог и сопутствующей инфраструктуры, относятся:
1. Природные каменные материалы.
2. Неорганические вяжущие материалы.
3. Строительные растворы.
4. Бетоны и изделия из них.
5. Железобетонные изделия.
6. Керамические изделия.
7. Силикатные материалы.
8. Тепло- и звукоизоляционные материалы.
9. Металлы и сплавы.
Для сравнения различных видов материалов друг с другом основным критерием служат их технические свойства. Анализируя показатели технических свойств, можно сравнивать бетон и кирпич, цемент и известь и др.
|
|
Программа предусматривает изучение студентами-заочниками теоретической части курса, с которой студенты самостоятельно знакомятся по учебникам. При изучении предмета кроме основной литературы студенты должны пользоваться дополнительной литературой, указанной ниже, а также использовать специальную техническую литературу, в том числе периодическую печать (журналы: «Строительные материалы», «Бетон и железобетон», «Транспортное строительство») и нормативную литературу (ГОСТ, СНиП, ТУ и др.).
Для облегчения усвоения теоретической части курса студентам-заочникам читаются установочные и тематические лекции в период экзаменационной сессии, в которых излагаются наиболее сложные вопросы отдельных разделов курса, а также последние данные о современных достижениях в области строительных материалов и изделий.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков программой предусмотрено выполнение двух домашних контрольных работ и курса лабораторных работ. Выполнение контрольных работ производится письменно в соответствии с вариантом, выбранном по двум последним цифрам учебного шифра. Например, если шифр оканчивается числом 46, то по первому контрольному заданию выполняется вариант 4, по второму – вариант 6.
После рецензирования преподавателем контрольных работ студент сдает зачеты по этой работе. Студент, получивший зачеты по всем контрольным работам, допускается к зачету.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗДЕЛА «МАТЕРИЛОВЕДЕНИЕ»