Основные неисправности генератора постоянного тока

К основным неисправностям генераторов постоянного тока относятся:

усиленное искрение под щетками,наруше­ние контакта между щетками и коллектором.Причиной этих неисправностей бывает загряз­нение щеток и коллектора, неплотное прилега­ние щеток к коллектору,слабое натяжение пружин и износ щеток,заедание щеток в щет­кодержателе перегрев коллектора и сильный износ ще­ток.Это происходит,как правило,при чрез­мерном нажатии щеток на коллектор.Основные неисправности генератора, причины и способы их устранения:

Неисправность: зависание щеток;

Причина неисправности: Большой износ щеток;

Неисправность:между пластинами коллектора выступает изоляция;
Причина неисправности: загрязнение и обгорание коллектора;

Неисправность: перегрев генератора;

Причина неисправности: якорь задевает за полюсные сердечники или отсутствует смазка в подшипниках;

Неисправность: перегрузка генератора;

Причина неисправности: короткое замыкание между клеммами, необходимо устранить задевание якоря, смазать подшипники или заменить изношенные, проверить исправность ограничителя тока, уменьшить зарядный ток;

Неисправность: частое ослабление крепления генератора;

Причина неисправности: увеличенный дисбаланс шкива,необходимо заменить или отбалонсировать шкив.

К основным работам по уходу за генератором относятся: периодическая проверка состояния щеток и коллектора, смазка подшипников, регулировка натяжения приводного ремня, а также общая проверка генератора.
Проверка состояния генератора заключается в следующем. При снятой защитной ленте генератора осматривают коллектор, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и иметь блестящую пленку светлого или темно-коричневого цвета, удалять которую не следует. Если коллектор замаслен, то его необходимо протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. При окислении или подгорании коллектора следует зачистить его мелкой стеклянной бумагой до получения чистой полированной поверхности, имеющей яркий цвет красной меди.
Износ щеток не должен превышать половины их длины. При замене изношенных или поврежденных щеток новыми их нужно притереть по коллектору. Для этого коллектор следует обернуть полоской стеклянной бумаги зерном наружу, установить щетку, прижав ее пружиной щеткодержателя, и проталкивать полоску бумаги против направления вращения якоря до полного прилегания щетки к коллектору. При протаскивании бумаги в обратном направлении щетку необходимо приподнимать.
Проверку давления пружин на щетках производят динамометром. Для этого под щетку подкладывают полоску бумаги, а затем, натягивая пружину динамометра,

одновременно тянут бумажную ленту. В момент, когда лента сдвинется с места, фиксируют показания динамометра.

Якорь должен вращаться плавно. Рывки якоря обычно служат признаком неисправности обмотки якоря. Сильное искрение под щетками и следы обгорания коллектора также указывают на неисправность обмотки якоря.
Повышенный ток, потребляемый генератором, и одновременно пониженные обороты являются результатом увеличенного трения в опорах якоря или задевания якоря за полюса.
Повышенный ток при повышенных оборотах свидетельствует обычно о неисправности электрической части генератора.
Пониженный ток указывает на плохие контакты в цепи якоря: загрязнены коллектор или щетки, слабый нажим щеток на коллектор, плохие контакты в местах соединений.
Генератор, не выдержавший испытания в режиме электродвигателя, направляют в мастерскую для ремонта.

Проверку генератора осуществляют вольтамперметром,если нет вольтамерметра, то проверку выполняют контрольным амперметром.

 
 



1.3 Техническое обслуживание и ремонт генераторов постоянного тока

К основным работам по уходу за генератором относятся: периодическая проверка состояния щеток и коллектора, смазка подшипников, регулировка натяжения приводного ремня, а также общая проверка генератора.

Если коллектор замаслен, то его необходимо протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. При окислении или подгорании коллектора следует зачистить его мелкой стеклянной бумагой до получения чистой полированной поверхности, имеющей яркий цвет красной меди.

Износ щеток не должен превышать половины их длины. При замене изношенных или поврежденных щеток новыми их нужно притереть по коллектору. Для этого коллектор следует обернуть полоской стеклянной бумаги зерном наружу, установить щетку, прижав ее пружиной щеткодержателя, и проталкивать полоску бумаги против направления вращения якоря до полного прилегания щетки к коллектору. При протаскивании бумаги в обратном направлении щетку необходимо приподнимать.

Проверку давления пружин на щетках производят динамометром. Для этого под щетку подкладывают полоску бумаги, а затем, натягивая пружину динамометра, одновременно тянут бумажную ленту. В момент, когда лента сдвинется с места, фиксируют показания динамометра.

Ниже приведена блок-схема:«Поиск и устранение неисправностей узлов и деталей генераторной установки»


3 Техника безопасности при ремонте генератора постоянного тока

1. При работе с генератором в обязательном порядке отключите аккумуляторную батарею.

2. Перед снятием проводов с генератора необходимо промаркировать их для последующей правильной установки.

3. Запрещается отключать аккумулятор или генератор при работающем двигателе.

4. При проведении электросварочных работ обязательно отсоедините

аккумуляторную батарею и генератор.

Внимание! "Минус" аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а "плюс" - подключается к зажиму генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они выйдут из строя.

Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме "30" генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.

Запрещается проверка работоспособности генератора "на искру" даже кратковременным соединением зажима генератора с "массой". При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра или вольтметра.

Вентили генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегометром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание).

Запрещается проверка электропроводки автомобиля мегометром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора.

Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от вентилей выводами фазных обмоток.

При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединить провода от всех клемм генератора и выводов аккумуляторной батареи.

 
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: