1. Об одном из основоположников службы переливания крови в нашей
стране А.А. Богданове (1873-1928) известно, что он занимался промой
массовых обменных переливаний крови. В одном из таких экспериментов,
поставленных на себе, А.А. Богданов погиб. Это было очередное обменное
переливание крови между ним и молодым студентом, которому ученый
хотел привить иммунитет против туберкулеза».
- Дайте оценку поступку А.А. Богданова
2. Видный отечественный хирург В.И. Разумовский (1857-1935) был
свидетелем трагического случая, происшедшего в 1923 г. В Саратове.
Хирург Н.В. Алмазова своей деятельностью старалась доказать право
женщины на занятие хирургической деятельностью. Поэтому, когда ей
потребовалась сложная операция на брюшной полости, она доверилась
женщине-хирургу З.Д. Исковой-Васильевой. Когда на 5-й день после
операции к умирающей Н.В. Алмазовой пригласили на консилиум В.И.
Разумовского, он констатировал у нее перитонит. Не выдержав мучительных
переживаний после смерти Н.В. Алмазовой, З.Д. Искова-Васильева ввела
|
|
себе под кожу токсическую дозу морфина.
- Дайте оценку этой ситуации.
3. Видный советский хирург В.Э. Салищев (1886-1960) вспоминал, как
один из его учителей А.П. Прокунин «…говорил мне, что у него хранится
руководство по акушерству Феноменова. Страницы этой книги сохранили
на себе следы крови, потому, что А.П. Прокунин однажды, оказывая помощь
роженице, окровавленными руками перелистывал эту книгу и искал в ней
ответа на вопросы, которые его волновали и, которые он должен был
немедленно практически разрешить».
- В чем нравственный смысл этой ситуации?
4. Известный советский эпидемиолог и микробиолог П.Ф. Здродовский
(1890-1976) в 1947 г. впервые получил и испытал на себе живую
противобруцеллезную вакцину. Позже ученый повторил опыт на своей жене
Е.М. Голиневич, а затем они вдвоем на себе испытали эффективность
противостолбнячного и дифтерийного анатоксинов.
- Дайте нравственную оценку этим поступкам.
5. В воспоминаниях выдающегося советского ученого-вирусолога Л.А.
Зильбера (1894-1966) приводится эпизод из истории борьбы со вспышкой
чумы на южной границе СССР. Эпидемиологи сделали все, чтобы
исключить контакты, но возникли новые очаги. Выяснилось, что население
верит в легенду: если начинают умирать семьями, значит первый умерший
жив. Надо раскопать его могилу, отрезать голову, а органы отдать
родственникам. Л.А. Зильберу стал ясен путь контактов, но встал вопрос о
преодолении религиозного заблуждения, не оскорбляя чувств верующих.
- В чем суть нравственной дилеммы в данной ситуации?