I. Примерная тематика занятий
1. Сельскохозяйственные орудия и хозяйственный инвентарь.
2. Предметы быта и утварь крестьянского дома.
II. Исследования
1. Какие орудия труда применяли крестьяне в вашей местности на пахоте, сенокосе, уборке урожая, молотьбе, при очистке зерна и т.д.? Как были связаны между собой почвенно-климатические особенности местности с комплексом сельскохозяйственных орудий? Учитываются ли в настоящее время эти особенности при обработке почвы?
2. Какие традиционные орудия труда и инвентарь продолжают применяться в селении на сенокосе? в хозяйстве? быту?
3. Зарисуйте и подробно опишите конскую упряжь. Попробуйте описать технологию изготовления хомута, телеги, конных саней, деревянных колес. Какие типы конных повозок существовали и применяются доныне жителями селения?
4. Составьте классификацию старинной посуды по устным источникам и сохранившимся образцам: посуда глиняная, медная, оловянная и чугунная, деревянная, стеклянная, фаянсовая и фарфоровая. Попробуйте описать и определить назначение следующих сосудов: ендова, ставец, горшок, котел, братина, тарель, солоница, сулея, корчага.
5. Напишите мини-исследование об освещении крестьянского дома в вашем селении до появления электричества. Зарисуйте типы кресал, самодельных свечей, ламп и др.
III. Творческие работы
1. Изготовьте модели сельскохозяйственных орудий труда, бытовавшие в вашей местности.
2. Вылепите из глины по образцам или по описанию несколько типов сосудов для музея. Попробуйте изготовить деревянную ложку, выточить деревянную чашку.
IV. Музей
Создайте экспозицию крестьянских орудий труда и инвентаря (желательно из подлинных предметов, или изготовьте копии). Представьте сохранившуюся праздничную конскую упряжь. Оформите стенд с зарисовками типов саней, телег и др.
Оформите экспозицию предметов и утвари сибирского дома.
Глава VII.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЫТИЕ
СИБИРСКИХ КРЕСТЬЯН