Дизельные двигатели по сравнению с карбюраторными обладают лучшей топливной экономичностью, удельный расход топлива у них примерно на 30% ниже, чем у карбюраторных двигателей.
Дизельное топливо получают путём прямой перегонки или каталитического крекинга керосино-соляровых фракций нефти. Оно состоит, в основном, из керасиновых, газойлевых, а иногда и лигроиновых фракций. По составу дизельное топливо преимущественно содержит парафиновые и нафтеновые углеводороды и лишь незначительное количество ароматических углеводородов.
Технико-экономические требования к дизельному топливу такие же, как для бензина. Кроме того, к дизельному топливу предъявляются специфические требования, вытекающие из особенностей рабочего процесса дизельного двигателя.
Дизельное топливо должно:
а) бесперебойно поступать в цилиндры двигателя при любых практически встречающихся температурах и обеспечивать легкий пуск двигателя;
б) легко воспламеняться и плавно сгорать, обеспечивая мягкую и бездымную работу двигателя;
в) образовывать минимальное количество нагара, отложений и не вызывать коррозионного износа деталей, соприкасающихся с дизельным топливом и продуктами сгорания.
Свойства дизельного топлива, влияющие на безотказность работы двигателя, мощность и расход топлива, – это, прежде всего, свойства, характеризующие надёжность подачи дизельного топлива в цилиндры двигателя, качество горючей смеси, склонность к самовоспламеняемости.
Вязкость дизельного топлива характеризует его подвижность, величину внутреннего трения, взаимную силу сцепления молекул. Высокая вязкость топлива приводит к затруднениям при фильтрации, к перебоям подачи топлива насосом, ухудшению распыления и неполному сгоранию. Недостаточная вязкость приводит к неоднородности рабочей смеси, ухудшению процесса сгорания и перегреву форсунок, что может вызвать повышенный износ подвижных деталей.
Самовоспламеняемостью называется способность дизельного топлива воспламеняться без источника зажигания, от неё зависит протекание процесса сгорания топлива в цилиндрах двигателя. Оценивается цетановым числом.
Цетановым числом топлива называется показатель его самовоспламеняемости, численно равный % (об) содержанию цетана С16Н34 в такой его смеси с α-метилнафталином (α-СН3-С10Н8), которая равноценна данному топливу по самовоспламеняемости при испытании в стандартном двигателе.
Наиболее высокие цетановые числа у алканов, а самые низкие – у ароматических углеводородов.
Согласно техническим условиям цетановое число у дизельного топлива должно быть не менее 45.
Коррозионные свойства дизельного топлива, как и бензина, зависят от содержания серы и сернистых соединений, щелочей, минеральных и органических кислот. Поэтому их присутствие в дизельном топливе не допускается даже в незначительных количествах.
В соответствии с ТУ 0251-001-33.686428-98 «Евродизель» предусмотрен выпуск следующих марок дизельного топлива: ДИТО-ЭЛ, ДИТО-ЭЛп, ДИТО-ЭЗ (-15°С), ДИТО-ЭЗ (-25°С), ДИТО-ЭЗп (-15°С), ДИТО-ЭЗп (-20°С), ДИТО-ЭЗп (-25°С) и ДИТО-ЭЗп (-30°С).
Температура застывания установлена для топлив: Л (летнее) – -10°С, З (зимнее) – -35°С и А (арктическое) – -55°С.
ДИТО-ЭЛ – дизельное топливо экологически улучшенное, летнее с цетановым числом не менее 45. Температура помутнения и фильтруемости не нормируется.
ДИТО-ЭЛп – дизельное топливо экологически улучшенное, летнее с пониженным содержанием канцерогенных полиароматических углеводородов.
ДИТО-ЭЗ (-15°С) – дизельное топливо экологически улучшенное, зимнее с предельной температурой фильтруемости не выше -15°С, температурой застывания – не выше -25°С.
В районах газовых месторождений Западной Сибири и Крайнего Севера допущены к применению газоконденсатные широкофракционные летние (ГШЛ), зимние (ГШЗ) и арктические (ГША) дизельные топлива. К недостаткам этих топлив следует отнести низкую температуру начала кипения, что приводит к образованию паровых пробок в топливной системе и ухудшению запуска горячего двигателя.