Личность Грибоедова, его общественные взгляды; отношение к декабризму. Грибоедов как драматург. Тема «злого ума» в русской комедии 1810-х гг. (А. Шаховской и др.).
«Горе от ума». Творческая история и жанровое своеобразие. Единство общественно-политического и любовного конфликтов. Элементы классицизма и реализма. Образ Фамусова в семейном и общественном аспектах; Фамусов в сравнении со Скалозубом. Проблема характеров Молчалина и Софьи. Противоречивость Чацкого как положительного героя. Образ Чацкого в оценках русской литературной критики.
Отношение Грибоедова к реализму «Горя от ума». Последующие творческие поиски.
В.А. Жуковский (1783-1852)
Сентиментализм и «карамзинизм» в творчестве Жуковского. Элегия как жанр («Сельское кладбище», «Вечер»). Роль переводов в развитии русской поэзии 1800-х гг. и Жуковский как переводчик. Мировоззрение Жуковского и предпосылки его романтизма. Баллада как жанр («Людмила», «Светлана» и др.). Гражданственность поэзии Жуковского («Певец во стране русских воинов»).
К.Н. Батюшков (1787-1855)
«Легкая поэзия» как жанр и анакреонтическая традиция в творчестве Батюшкова. Особенности его романтизма в сравнении с романтизмом Жуковского. Вклад Батюшкова в совершенствование языка русской поэзии.
К.Ф. Рылеев (1795-1826)
Общественно-политическая деятельность и литературные взгляды. Гражданские стихотворения. «Думы» как жанр исторической поэзии. Поэмы «Войнаровский» и «Наливайко»: характер положительного героя.