В.Г. Распутин окончил факультет журналистики Иркутского университета. Начинал творческий путь журналистом (газета «Советская молодежь», Иркутск). Однако очень скоро почувствовал невозможность втиснуть реальную жизнь в политические догмы и обратился к изображению обратной стороны социалистической цивилизации. Появляются очерки «Край возле самого неба» (1966), «Вниз и вверх по течению» (1972). Вслед за ними – повести: «Василий и Василиса» (1967), «Уроки французского» (1973).
Начиная с середины 60-х гг., В. Распутин за одно десятилетие публикует четыре крупных произведения: «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой». Каждая из повестей – событие в литературе. Все они вместе с повестью «Пожар» составили распутинскую Сибириаду, поскольку действие в них происходит в Сибири, в тех местах, откуда родом писатель.
Повесть «Последний срок» – одно из самых ярких явлений литературы этого десятилетия. Философская глубина, суровые картины жизни крестьянки старухи Анны, потерявшей своих детей, открыли разрыв между уходящим поколением и его детьми. Оторванные от истории, лишенные памяти и крепкой почвы под ногами, дети старухи Анны предстали перед читателем в облике «иванов, не помнящих родства». Они не смогли не только сберечь мать, но и сами ускорили ее гибель. Таков приговор художника, небезразличного к судьбе человека, к своему времени.
|
|
В 1975 году проблема памяти еще более болезненно, трагедийно прозвучала в повести Распутина «Живи и помни» (Государственная премия, 1976 г.), в которой раскрыты нравственные истоки дезертирства.
Повесть «Прощание с Матёрой» (1976) – апокалипсис технократии. Затопленная, растерзанная Матёра – это не просто остров, деревня, а символ матери-родины, отчего дома, от пожара в котором мы все оказались способными прикурить сигарету. Естественное продолжение ее – повесть «Пожар» (1985), повесть «Сибирь, Сибирь» (1988).
В.Г. Распутин вслед за Шукшиным, Вампиловым (вместе с Беловым, Абрамовым, Бондаревым, Куняевым, Викуловым) стал первопроходцем в деле возрождения в русском народе национально-патриотического сознания.