Эволюция личности:
разрушение пределов мужского и женского
1. К богочеловеческому бытию ведут пути Метачеловека и Сверхчеловека. Именно разрешение противоречия между ними и порождает богочеловеческое.
2. Под сверхчеловеческим можно понимать соединение гениальности и героизма, под метачеловеческим — соединение гениальности и святости. В своем единстве эти начала и порождают соединение гениальности, святости и героизма, которое может быть понято лишь как единство мужского и женского начал и выход за их пределы.
3. Все это позволяет нам углубить понятие духовной и душевной эволюции как эволюции личности. Духовная эволюция человека и его душевная эволюция во многом соответствуют тому, что мы назвали сверхчеловеческим и метачеловеческим. Если духовность трактовать как доминирующий принцип мужского, а душевность — как доминирующий принцип женского, то сверхчеловеческое и метачеловеческое могут быть поняты как пути развития мужского и женского. И вместе с тем они должны соединяться в каждой личности.
|
|
4. Единство сверхчеловеческого и метачеловеческого в эволюции каждой личности предполагает и телесное преображение человека, ибо более целостное содержание требует новой формы.
5. Итак, духовная и душевная эволюция как эволюция личности в своей перспективе есть объединение сверхчеловеческого и метачеловеческого начал в личности Богочеловека, что приводит к глубинному изменению бытия мужчины и женщины. Это освобождение мужского и женского от замкнутости в своих пределах. Их взаимоотношения становятся взаимоотношениями не необходимости и зависимости, а свободы. В этом — истинное разрешение трагического противоречия мужского и женского, глубинное преодоление одиночества и сиротства человека в Бытии.
Понятая таким образом, духовная и душевная эволюция наполняет смыслом бессмертие личности и поднимает любовь мужчины и женщины над стихией обыденности и времени.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
· Бердяев Н. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи // Философия свободного духа. — М., 1994.
· Гончаренко Н. Гений в искусстве и науке. — М., 1991
· Киселев В. Мартин Лютер Кинг: путь ненасилия // Философская и социологическая мысль. — 1995. — № 3-4.
· Ницше Ф. Так говорил Заратустра. — М., 1990.
· Тоффлер Э. Шок будущего. — М., 2002.
· Успенский П. Новая модель Вселенной. — СПб., 1993.
· Фролов И. Г. Перспективы человека. — М., 1983.
· Фромм Э. Ситуация человека — ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии. — М., 1988.
· Хамитов Н. Сверхчеловек и Бог // Философская и социологическая мысль. — 1995. — № 3-4.
· Хамітов Н.В. Майбутнє екзистенціалу «свобода» // Людина в цивілізації ХХI століття: проблема свободи. – К., 2005.
· Хамитов Н., Крылова С. Философский словарь. Человек и мир. — К., 2006.