С освоением различных видов деятельности, с формированием двигательных навыков растет и количество слов, обозначающих эти разнообразные действия. Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов-действий.
Называть действие, выполняемое ребенком, нужно точно, с использованием приставок. Например, воду из чашки в стакан перелили, в чайник воды налили, потом еще подлили, из ведра воду вылили.
Сходные действия, имеющие свои названия, должны называться разными словами: мама платье шьет, бабушка колготки вяжет, сестра салфетку вышивает; собака бежит, птица летит, змея ползет, рыба плывет.
Нужно показать разницу между продолжающимся действием и закончившимся: мама кашу варит – мама кашу сварила.
При рассматривании картинок-иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот или иной герой сказки.
Очень много слов-действий имеется в потешках. Читайте детям потешки и добивайтесь запоминания текстов, тогда дети ведут в свой словарь много разных глагольных форм.
Особенно хороши потешки в форме вопросов и ответов, так как имеется возможность показать детям особенности вопросительной интонации. В них представлены образцы диалогической речи, а, как известно, диалог воспринимается легче, так как приближен к обыденной речи, диалогичной по своей сути.
- Кисонька-мурысонька,
Где была?
- Коней пасла.
- Где кони?
- За ворота ушли.
- Где ворота?
- Огонь сжег.
- Где огонь?
- Вода залила.
- Где вода?
- Быки выпили.