Особенности личности младшего школьника

Периодизация возрастного развития, ведущий тип деятельности. Типы общения.

1. Периодизация возрастного развития

2. Физическое развитие

3 Ведущий тип деятельности

3.1. Младший школьный возраст.

3.2. Средний и подростковый возраст.

3.3. Как построить авторитет на разных возрастных этапах.

3.4. Самоуправление в отряде.

4. Особенности возрастного поведения и способы решения педагогических ситуаций.

4.1. Особенности поведения

4.2. Советы по решению педагогических ситуаций.

Периодизация возрастного развития

Пренатальный период — от зачатия до рождения ребенка

Младенчество — от рождения до 18-24 месяцев

Первые два года жизни (период тоддлеров) — от 12-15 месяцев до 2-3 лет

Раннее детство — от 2-3 лет до 5-6 лет

Среднее детство — от 6 приблизительно до 12 лет

Подростковый и юношеский возраст — приблизительно с 12 лет до 18-21 года

Ранняя взрослость — от 18-21 года до 40 лет

Средняя взрослость — от 40 до 60-65 лет

Поздняя взрослость — от 60-65 лет до смерти

Нас с Вами интересуют 2 периода развития – это среднее детство и подростковый возраст.

Физическое развитие

5-6 лет

• Устойчивое увеличение роста и веса

• Устойчивый рост физической силы у мальчиков и девочек

• Растущее осознание положения тела, его основных движений

• Более полное использование возможностей всех частей тела

• Совершенствование грубой моторики

• Неспособность связывать отдельные моторные навыки в единое целое действие

7-8 лет

• Устойчивое увеличение роста и веса

• Устойчивый рост физической силы у мальчиков и девочек

• Более полное использование возможностей всех частей тела

• Совершенствование грубой моторики

• Повышение вариативности использования освоенного действия, но еще без увязывания с другими действиями

9-10 лет

• Скачок роста у девочек

• Увеличение физической силы девочек, сопровождаемое снижением гибкости

• Осознание и развитие всех частей и систем тела

• Способность объединять моторные навыки в связные сложные действия

• Улучшение способности сохранять равновесие

Лет

• Девочки обычно обгоняют мальчиков в росте и весе

• Скачок роста у мальчиков

• Точность реакции при перехвате движущихся объектов

• Дальнейшее повышение связности и гибкости сложных действий

• Дальнейшее улучшение навыков мелкой моторики

• Дальнейшее повышение вариабельности исполнения освоения действий

Ведущий тип деятельности

Младший школьный возраст

Особенности личности младшего школьника

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности.
Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

А) Внутренние мотивы:
1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

Поэтому при работе на младших отрядах необходимо тщательно следить за перемещениями детей, не давать им свободного времени, постоянно занимать детей делом, даже если оно (свободное время) стоит по расписанию. Организуйте каждые 10 минут. Не обязательно придумывать каждый день что-то сенсационное, достаточно провести с пользой незанятое время – выучить песню, вместе написать письмо домой, устроить отрядный конкурс рисунков и т.д. Ваша задача – не дать ребенку возможность придумать что-то самому!

Давайте им самостоятельные поручения, НО только те, которые можно доверить ребенку их возраста. Например, позвать остальных ребят на отрядное место, принести краски и карандаши, нарисовать Ваше настроение на экране. Пусть каждый день дети чувствуют самостоятельность, НО никогда не давайте поручений, связанных с тем, что может повлечь травмы.


2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе -> меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

В лагере это можно использовать, обозначив систему поощрений и наказаний. Придумайте красочный стенд, вывешивайте на нем свой экран настроения наряду с детскими экранами, объявите, что если у вас 3 дня будет солнечное настроение, вы выполните любую детскую просьбу (при условии, что она не противоречит правилам лагеря), во избежание разочарования вы можете сделать список, из которого дети выберут свой приз. Направьте их желание быть лучшими не среди друг друга, а среди других отрядов во время вечерних мероприятий.


Б) Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

Ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение, однако специфика каждого возраста определяется тем, освоение каких сторон действительности осуществляется ребенком в ходе учения. Это и определяет ведущую деятельность каждого школьного возраста. Так, в младшем школьном возрасте ребенок осваивает «предметную» действительность, т. е. знания, закрепленные в учебных курсах. В отличие от раннего возраста в младшем школьном возрасте ребенок осваивает благодаря учению ту предметную действительность, которая далеко выходит за пределы его личного непосредственного опыта. Младший школьный возраст - возраст вхождения в учебную деятельность, овладения ее структурными компонентами

Старайтесь утолить эту жажду знаний. Дети младшего школьного возраста могут и будут задавать множество вопросов. Чаще всего они будут задавать Вам вопрос «Что мы сейчас будем делать?» Чтобы не отвечать на этот вопрос каждые 10 минут каждому ребенку из своего отряда, приучите своих детей пользоваться информацией отрядного уголка. Обратите внимание на то, что расписание текущего дня должно быть красиво, красочно оформлено, написано должно быть большими печатными или полупечатными буквами. Не забывайте, некоторые дети только учатся читать. Определите время, когда вы будете напоминать детям о том, что будет происходить в течение дня. Лучше это делать перед дневным сном, чтобы замотивировать детей побыстрей заснуть, а после тихого часа обеспечить хорошее настроение детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: