Эластичность спроса при монополии

Известно, что эластичность спроса по цене – это мера чувствительности спроса к изменениям цены. Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменился спрос при изменении цены на один процент. Причем, если кривая спроса эластична, т.е. коэффициент эластичности спроса по цене больше единицы, то снижение цены настолько увеличивает объем проса, что совокупный доход возрастает. Если спрос неэластичен, т.е. коэффициент эластичности спроса меньше единицы, то снижение цены увеличивает объем проса на столь малую величину, что совокупный доход уменьшается. Учитывая взаимосвязь совокупного и предельного дохода монополиста, можно сделать обратные выводы об эластичности спроса по цене (приложение 9):

- когда совокупный доход увеличивается, кривая спроса эластична (Ed > 1), т.е. предельный доход положителен,

- когда совокупный доход уменьшается, кривая спроса неэластична (Ed < 1), т.е. предельный доход отрицателен,

- в точке, где совокупный доход максимален, коэффициент эластичности спроса по цене равен единице (Ed = 1), т.е. предельный доход равнее нулю.

Очевидно, что монополист выберет оптимальный объем производства, максимизирующий прибыль, на эластично участке кривой спроса (где совокупный доход увеличивается) и будет избегать неэластичного отрезка кривой спроса. Тогда небольшое снижение цены приведет к существенному увеличению объема продаж и совокупные прибыли будут увеличиваться.

Правило «большого пальца» при ценообразовании. На практике руководителям фирмы в определенный момент времени трудно определять кривые предельного дохода и предельных издержек. Эту информацию они обычно имеют для изменяющихся в определенных пределах объемов производства, поэтому правило максимизации прибыли (MR = МС) экономисты преобразовали в универсально правило «большого пальца», которым пользуются при ценообразовании: превышение цены над предельными издержками как доли от цены равно величине, обратной эластичности спроса, взятой с отрицательным знаком:

где Р – цена,

МС – предельные издержки,

Ed – коэффициент эластичности спроса по цене для фирмы, а не отрасли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: