Наименование дисциплины | Номер учебной недели | Форма учета | |||||||||||||||||
Психология развития | |||||||||||||||||||
л | л | л | л | л | л | л | л | л | пз | пз | пз | пз | пз | пз | пз | пз | пз | экзамен |
Л-лекция
ПЗ- практические занятия
При изучении дисциплины «Психология развития» студентам прежде всего следует ознакомиться с программой, которая полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направления Педагогика, бакалавр.
Приобретение знаний по психопатологии в рамках требований к профессиональным характеристикам будущих специалистов-психологов диктует необходимость овладения студентами понятийно-категориальным аппаратом дисциплины. Это становится возможным при условии изучения психических расстройств в сопоставлении их с нормой на основе описания признаков заболевания в динамике.
Целью проведения практических занятий является закрепление полученных студентами на лекциях знаний, моделирование практических ситуаций, а также проверка эффективности самостоятельной работы студентов.
|
|
Практическое занятие обычно включает устный опрос слушателей по вопросам семинарских занятий. При этом выявляется степень владения студентами материалом лекционного курса, базовых учебников, знание актуальных проблем и текущей ситуации в современном образовательном пространстве. Далее выявляется способность студентов применять полученные теоретические знания к решению практического или задачи.
Подготовку к практическому занятию целесообразно начинать с повторения материала лекций. При этом следует учитывать, что лекционный курс лимитирован по времени и не позволяет лектору детально рассмотреть все аспекты изучаемого вопроса. Следовательно, требуется самостоятельно расширять познания как теоретического, так и практического характера. В то же время, лекции дают хороший ориентир студенту для поиска дополнительных материалов, так как задают определенную структуру и логику изучения того или иного вопроса.
Важной составляющей частью подготовки к практическому занятию является работа студента с научными и аналитическими статьями, которые публикуются в специализированных периодических изданиях. Они позволяют расширить кругозор и получить представление об актуальных проблемах, возможных путях их решения и/или тенденциях в исследуемой области.
В качестве завершающего шага по подготовке к практическому занятию следует порекомендовать студенту ознакомиться с результатами научных исследований, соответствующих каждой теме.
|
|
В ходе самостоятельной работы студенту в первую очередь надо изучить материал, представленный в рекомендованной кафедрой и/или преподавателем учебной литературе и монографиях. Следует обратить внимание студентов на то обстоятельство, что в библиотечный список включены не только базовые учебники, но и более углубленные источники по каждой теме курса. Последовательное изучение предмета позволяет студенту сформировать устойчивую теоретическую базу.
Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки психолога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.
По итогам изучения дисциплины студент должен знать следующие разделы предмета и уметь изложить суть их проблематики: общие вопросы психопатологии; особенности психических заболеваний; профилактика и реабилитация психических болезней у детей и взрослых.
Основные методы работы с литературой
- аннотация- краткое изложение содержания книги, статьи и пр., часто с критической ее оценкой. Аннотация делается тогда, когда необходимо отразить лишь общее представление о книге, статье. Методические советы по составлению аннотаций:
1. Внимательно прочитать работу.
2. Осмыслить ее содержание.
3. Сформулировать вывод о том, чему посвящена работа, в чем ее новизна, практическая
значимость.
Использовать выписки из прочитанной работы.
Аннотация можно использовать в ходе доклада, при дополнении к выступлениям, в ходе
беседы.
- справка по прочитанному. Справки бывают терминологические, биографические и т.п. со ссылкой на источник.
-тематический тезаурус, т.е. упорядоченное множество базовых понятий, выстраиваемых от общего, значительного, к частному, конкретному.
- структурно-логические схемы представляют собой структурирование прочитанного
текста, определяя его логику, последовательность.
-рецензия - это относительно подобранное изложение прочитанного с личной оценкой содержания по частям или в целом. Рецензия представляет собой практический отзыв рецензента. Можно рецензировать книгу, статью, доклады и сообщения других студентов. При этом важно соблюдать критерии анализа: научная обоснованность, глубина раскрытия, полнота, композиционное структурирование, профессиональная направленность, наличие собственной позиции, выводов. Важным является оформление доклада, культура общения со слушателями (речь, жестикуляция, мимика, элементы сотрудничества).
- написание реферата. Чаще тема предлагается в соответствии с темой семинара. Подбор
литературы должен включать работу с тремя группами источников: документы (по
необходимости); различные справочные издания, сборники, где раскрывается история
вопроса, анализируются различные точки зрения на проблему, рассматривается
фактический материал и т.д.; журнальные и газетные статьи. Составление плана реферата
должно отражать главные композиционные разделы работы:
* Вступление. В нем дается обоснование темы, раскрывается ее актуальность, дается анализ литературы, определяются задачи.
* Основная часть. В ней раскрывается как теоретическая основа проблемы, так и ее практическое преломление.
* Заключение. Оно содержит краткие выводы.
* Библиография. Оформляется по алфавиту, с указанием автора, название литературного
источника, место издания, издательство, год.
Результаты самостоятельной работы могут быть представлены устно или письменно. Устная форма отчета по самостоятельной работы может включать в себя: устный зачет по теме, выступление с сообщением, защита реферата, доклада, опрос по теме, защита творческих работ. Письменная форма отчета предполагает: написание самостоятельных работ по теме, сдача письменных отчетов, составление схем. заполнение таблиц и др.
|
|