В экономике медицинских услуг, кроме вышеописанных проявлений общих законов спроса и предложения, возникают специфические особенности их реализации, связанные с конкретным содержанием этих услуг.
1. Высокая степень влияния правительства. Уже упомянутое в отношении спроса и предложения участие государства находит свое приложение в практике через различные механизмы и способы.
В первую очередь, для этой цели государство вводит лицензирование медицинских учреждений и сертификацию производимых ими услуг, а также аккредитацию этих организаций. Если главная и основная цель данных процедур состоит в обеспечении гарантированного уровня качества товара с позиций безопасности для клиента-пациента, ибо при неадекватности услуги возможно нанесение ему того или иного вреда, то неочевидная их задача, стоящая внешне на втором плане – регулирование самого рынка по объему и содержанию. Так организовано лицензирование в большинстве развитых стран мира – кроме достижения необходимого уровня качества медицинской помощи соискатель должен доказать целесообразность увеличения рыночного предложения в силу дополнительного открытия его мощностей.
|
|
К сожалению, в нашей стране существующее законодательство не предусматривает возможности прямого отказа в выдаче лицензии в случае потенциального нарушения рыночного равновесия: формальное соответствие условиям влечет за собой автоматическое получение разрешения. В силу этого обстоятельства лицензионные палаты, если они осознают опасность возможных сдвигов в спросе и предложении, вынуждены искать дополнительные причины в виде неадекватности указанным требованиям (санитарно-эпидемиологический или противопожарный режимы, квалификационные характеристики персонала и т.п.) для отклонения соискательства, которые будучи не вполне легитимны, могут быть с той или иной степенью вероятности оспорены в судебном порядке, а, следовательно, полноценные гарантии обеспечения нормальных функций экономических законов отсутствуют.
Вторым способом влияния государства в лице правительства на систему спроса и предложения в сфере здравоохранения выступает формирование государственного медицинского страхования. Организационно-экономические аспекты этой системы будут более подробно проанализированы ниже, здесь же необходимо остановиться только на сущности его регулирующего воздействия.
Правительство, вводя обязательное страхование и жестко определяя правила его организации, получает при этом не только морально-электоральные «дивиденды», декларируя свою заботу о здоровье населения, но и принимает всю полноту ответственности за экономическую состоятельность системы. Именно этими правилами, констатирующими объемы медицинской помощи и контингенты застрахованных, а также уровни взносов, фиксируется потребность в услугах, с одной стороны, а условиями тарифной политики как средства достижения адекватности используемых ресурсов в виде предоставляемой помощи – с другой, обеспечивается равновесие спроса и предложения в страховом комплексе.
|
|
Кроме того, определяя возможности и ограничения деятельности страховых организаций, государство определяет и финансовую гарантированность состоятельности системы обеспечения граждан медицинской помощью.
Третьим вариантом воздействия правительства на рынок медицинских услуг является прямой или косвенный экономический контроль, в частности, устанавливаемых цен.
Государство, вполне может в столь важной в буквальном смысле для жизнеобеспечения населения страны сфере как получение медицинской помощи прямо определить уровни допустимых для обеспечения ее доступности цен, причем, не только в принадлежащих ему учреждениях, но и в любых других структурах, мотивируя это обстоятельство социальной значимостью товара. Естественно, что важнейшим условием экономической состоятельности такого вмешательства выступает соответствие установленного минимального уровня себестоимости услуги с учетом необходимой для развития прибыли. Понятно, что подобный подход для частных медицинских организаций представляется слишком нерыночным и может выступать не правилом, а крайне редким исключением, в то время как для государственных учреждений он скорее и почти повсеместная реальная практика в большинстве стран мира.
Более универсальным и экономическим методом контроля цен является их косвенное регулирование через систему налогообложения. Устанавливая дифференцированные налоги для различных производителей медицинских услуг (например, частных и государственных, коммерческих и некоммерческих структур), различных способов оплаты (например, прямая оплата или страхование, страхование обязательное или добровольное) или различных ценовых уровней (выше или ниже какой-либо, определенной правительством величины, например, тарифа на медицинскую услугу в системе обязательного страхования), государство достигает обеспечения требуемого соотношения спроса и предложения. Здесь опасностью выступает игнорирование жесткой обязательности рыночного механизма формирования уровня соответствия этих двух экономических параметров, подменяемого политическими или фискальными интересами самого государства, что может выразиться в недостаточности предложения, а, следовательно, в недоступности определенных услуг.
2. Наличие неопределенности в формировании равновесия. К сожалению, в отличии от других рынков, в отношении спроса и предложения медицинской услуги существует высокая степень неопределенности, в первую очередь, в отношении спроса.
В частности, пациент почти никогда не может заранее предсказать когда, какого характера и в каком объеме ему может понадобиться медицинская помощь. Соответственно, оказывается невозможным полноценное планирование спроса, особенно, в отношении ограниченных популяций, например, на уровне районного деления территорий или одного конкретного учреждения.