Основываясь на изучении действительности как таковой,
Аристотель проводил линию добродетели и в область этики. У
Платона добродетель зиждется на первоначальных свойствах души,
которые возникают из отношения души к миру идей. Идеал
добродетели мыслился Платоном в виде нормы, лежащей вне
реального человека. Аристотель, исходя из единства формы и материи,
рассматривает добродетель как приобретенную душой в процессе
воспитания.
Хотя Аристотель и соотносит добродетель с чувствами
человека, главенствующие добродетели для него в соответствии с
основной античной традицией — мудрость, рассудительность,
здравый смысл. Эти добродетели имеют безусловную цену, так как не
зависят от частных житейских обстоятельств.
Среди разумных добродетелей встречаем у Аристотеля науку,
искусство, практичность, изобретательность. На различии
мудрого и практичного основан отказ Аристотеля от убеждения
Платона, что философы должны управлять государством.
Различая мудрость и разумность, Аристотель пишет, что
«мудрость направлена на вещи доказуемые и неизменные, разумность
же не на них, а на вещи изменчивые»1. Разум выступает в роли
управителя у мудрости, и его задача — научиться управлять
чувствами и подчинять действие определенной цели. Заботясь о своих
душевных качествах, личность создает себя.
Растительная часть души, отвечающая за рост и развитие тела,
не может, по Аристотелю, иметь добродетелей. Животная, или
страстная, часть имеет добродетели, которые Аристотель
называет этическими. В отличие от чувств — гнева, страха, зависти,
робости и т.п. — они являются не врожденными, а приобретенными
=============================================
Аристотель. Большая этика. — 1197, а, 30—35.
===============================================
Стр 62
воспитанием и привычками, свободно и сознательно
выбранными. Этические добродетели, по Аристотелю, представляют собой
среднее между двумя противоположными чувствами: мужество —
середина между трусостью и отвагой, щедрость — между
скупостью и мотовством, великодушие — между самопревознесением и
самоуничижением, умеренность в наслаждении — между
невоздержанностью и бесстрастностью. По природе люди склонны к
крайностям. Одна из крайностей всегда более ошибочна, чем
другая. Поэтому из двух зол надо выбирать меньшее (отважность
лучше трусости, бесстрастность лучше невоздержанности и т.д.)1.
Поскольку наслаждение и страдание управляют всеми нашими
действиями, надо научиться управлять ими, больше всего
отклоняя себя от наслаждения.
Все имеет свою меру: корабль, растение, государство.
«Усиленное или недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу,
точно так же и недостаточные или излишние пища и питье губят
здоровье»2. Наилучшей оказывается «золотая середина». «Легко
промахнуться, трудно попасть в цель, поэтому-то избыток и
недостаток — принадлежности порока, середина — принадлежность
добродетели»3. Несколько ранее то же говорил Конфуций.
Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество,
умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие,
ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость.
Последняя — самая необходимая для совместной жизни.
Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто
руководствуется разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель
принимает платоновский идеал созерцания, но соотносит с ним
деятельность, поскольку человек рожден не только для
умопостижения, но и для действия.
Для Платона человек — несовершенный бог, для Аристотеля
бог — это совершенный человек. Поэтому мера всех вещей и
истины для Аристотеля — совершенный нравственный человек.
Подводя итог деятельности Аристотеля, можно сказать, что
если Сократ заложил формальные основы философии, Платон
обосновал ее объективный характер и наличие этического
идеала, то Аристотель завершил создание философии как дисциплины с
четко обозначенным, реальным предметом исследования.
Эпикур
Философом, вступившим в борьбу с Аристотелем, был
Эпикур, один из последних в плеяде греческих мудрецов, которым
================================
См.: Аристотель. Этика Никомахова. — 1109, а, 15 — 20.
2 Этика Аристотеля. — С. 25.
3 Там же. -С. 31.
============================================
Стр 63
эта дисциплина обязана своим возникновением и расцветом.
Эпикур родился на о. Самосе, по-видимому, в 341 г. до н.э. и, хотя,
будучи на военной службе в Афинах, по некоторым данным,
слушал лекции Аристотеля, учеником его не стал. Так прервалась
линия преемственности и передачи знания от лица к лицу,
которая шла от Сократа, и это совпало с гибелью античной греческой
демократии, которая была разгромлена воспитанником
Аристотеля Александром Македонским…………….