Добродетель

Основываясь на изучении действительности как таковой,

Аристотель проводил линию добродетели и в область этики. У

Платона добродетель зиждется на первоначальных свойствах души,

которые возникают из отношения души к миру идей. Идеал

добродетели мыслился Платоном в виде нормы, лежащей вне

реального человека. Аристотель, исходя из единства формы и материи,

рассматривает добродетель как приобретенную душой в процессе

воспитания.

Хотя Аристотель и соотносит добродетель с чувствами

человека, главенствующие добродетели для него в соответствии с

основной античной традицией — мудрость, рассудительность,

здравый смысл. Эти добродетели имеют безусловную цену, так как не

зависят от частных житейских обстоятельств.

Среди разумных добродетелей встречаем у Аристотеля науку,

искусство, практичность, изобретательность. На различии

мудрого и практичного основан отказ Аристотеля от убеждения

Платона, что философы должны управлять государством.

Различая мудрость и разумность, Аристотель пишет, что

«мудрость направлена на вещи доказуемые и неизменные, разумность

же не на них, а на вещи изменчивые»1. Разум выступает в роли

управителя у мудрости, и его задача — научиться управлять

чувствами и подчинять действие определенной цели. Заботясь о своих

душевных качествах, личность создает себя.

Растительная часть души, отвечающая за рост и развитие тела,

не может, по Аристотелю, иметь добродетелей. Животная, или

страстная, часть имеет добродетели, которые Аристотель

называет этическими. В отличие от чувств — гнева, страха, зависти,

робости и т.п. — они являются не врожденными, а приобретенными

=============================================

Аристотель. Большая этика. — 1197, а, 30—35.

===============================================

Стр 62

воспитанием и привычками, свободно и сознательно

выбранными. Этические добродетели, по Аристотелю, представляют собой

среднее между двумя противоположными чувствами: мужество —

середина между трусостью и отвагой, щедрость — между

скупостью и мотовством, великодушие — между самопревознесением и

самоуничижением, умеренность в наслаждении — между

невоздержанностью и бесстрастностью. По природе люди склонны к

крайностям. Одна из крайностей всегда более ошибочна, чем

другая. Поэтому из двух зол надо выбирать меньшее (отважность

лучше трусости, бесстрастность лучше невоздержанности и т.д.)1.

Поскольку наслаждение и страдание управляют всеми нашими

действиями, надо научиться управлять ими, больше всего

отклоняя себя от наслаждения.

Все имеет свою меру: корабль, растение, государство.

«Усиленное или недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу,

точно так же и недостаточные или излишние пища и питье губят

здоровье»2. Наилучшей оказывается «золотая середина». «Легко

промахнуться, трудно попасть в цель, поэтому-то избыток и

недостаток — принадлежности порока, середина — принадлежность

добродетели»3. Несколько ранее то же говорил Конфуций.

Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество,

умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие,

ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость.

Последняя — самая необходимая для совместной жизни.

Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто

руководствуется разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель

принимает платоновский идеал созерцания, но соотносит с ним

деятельность, поскольку человек рожден не только для

умопостижения, но и для действия.

Для Платона человек — несовершенный бог, для Аристотеля

бог — это совершенный человек. Поэтому мера всех вещей и

истины для Аристотеля — совершенный нравственный человек.

Подводя итог деятельности Аристотеля, можно сказать, что

если Сократ заложил формальные основы философии, Платон

обосновал ее объективный характер и наличие этического

идеала, то Аристотель завершил создание философии как дисциплины с

четко обозначенным, реальным предметом исследования.

Эпикур

Философом, вступившим в борьбу с Аристотелем, был

Эпикур, один из последних в плеяде греческих мудрецов, которым

================================

См.: Аристотель. Этика Никомахова. — 1109, а, 15 — 20.

2 Этика Аристотеля. — С. 25.

3 Там же. -С. 31.

============================================

Стр 63

эта дисциплина обязана своим возникновением и расцветом.

Эпикур родился на о. Самосе, по-видимому, в 341 г. до н.э. и, хотя,

будучи на военной службе в Афинах, по некоторым данным,

слушал лекции Аристотеля, учеником его не стал. Так прервалась

линия преемственности и передачи знания от лица к лицу,

которая шла от Сократа, и это совпало с гибелью античной греческой

демократии, которая была разгромлена воспитанником

Аристотеля Александром Македонским…………….


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: