Чистая конкуренция и эффективность. Как установлено при изложении предыдущего вопроса, равновесие в долгосрочном периоде достигается при установке следующей равенства

Как установлено при изложении предыдущего вопроса, равновесие в долгосрочном периоде достигается при установке следующей равенства:

MR = P = MC = ATC. (7.8)

Конкурентная фирма может получать экономическую прибыль только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде она будет просто покрывать свои расходы.

Большинство исследователей сходится на том, что чистая конкуренция наиболее соответствует требованиям эффективности общественного производства. Об эффективности той или иной модели рынка можно судить, исходя из того, как она выполняет возложенные на нее главные функции. Поскольку ресурсы общества всегда ограничены, то эффективной считается та система, которая, с одной стороны, производит необходимый продукт при наименьших затратах, а с другой - обеспечивает оптимальное распределение ограниченных ресурсов между отраслями и отдельными производствами. Соответственно выделяют эффективность производства и эффективность распределения ресурсов.

Экономика конкурентных цен нацелена на распределение ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей.

Производственная эффективность конкурентного рынка реализуется в том, что в конечном счете цена устанавливается на уровне минимальных средних издержек. Это означает, что потребители приобретают нужные им товары по самым низким из всех возможных цен при существующей технологии производства.

Конкурентная фирма, руководствуясь мотивом максимизации прибыли, будет привлекать ресурсы и производить каждый товар до той точки, в которой цена сравняется с предельными издержками. Это означает, что ресурсы распределены наиболее эффективно.

Вместе с тем, было бы ошибкой идеализировать конкурентный рынок, приписывая ему нехарактерные свойства. Прежде всего, следует иметь в виду, что конкурентный рынок через структуру производства лишь зеркально отражает структуру доходов общества. Конкурентная фирма ориентирована производить то, что у нее покупают. Если в обществе сложилось искажена структура доходов в пользу богатых за счет бедных, то рынок чистой конкуренции будет готов предложить по самым низким ценам предметы роскоши, зато в ограниченном количестве предлагать товары первой необходимости. И разрешить это противоречие рынок просто не способен.

Ограниченность рыночного механизма саморегулирования проявляется и в том, что он готов предлагать только те продукты, которые могут быть кем-то оплачены. Фирма не станет производить так называемые товары общественного пользования, потребление которых нет возможности получить возмещение от потребителя. Поэтому рыночный механизм в современной экономике всегда дополняется государственным регулированием.

Ориентация не непосредственное максимизацию прибыли конкурентной фирмы довольно часто приводит к невозможности оптимального сочетания текущих и перспективных целей (вспомните эффект Робин Гуда, о котором речь шла в первой теме). Однако несмотря на все эти ограничения конкурентный рынок следует признать эффективной моделью рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: