Периодизация творчества А.С. Пушкина

1) 1813 — май 1817 г. — лицейский период;

2) июнь 1817 — начало мая 1820 г. — петербургский период;

3) май 1820 — июль 1824 г. — период южной ссылки;

4) август 1824 — сентябрь 1826 г. — период ссылки в Михайлов-ское;

5) сентябрь 1826 — начало сентября 1830 г. — творчество второй половины 1820-х гг., до начала Болдинской осени;

6) сентябрь — ноябрь 1830 г. — Болдинская осень;

7) 1831 — 1836 гг. — творчество 1830-х гг.

Достоевский настаивал на том, что вся великая русская литература «вышла прямо из Пушкина».

Русская культура дважды находилась в позиции получателя, усваивающего мировой культурный опыт: в период крещения Руси и в эпоху реформ Петра I. Именно творчество Пушкина было тем поворотным пунктом, когда «прием» сменился «передачей», русская культура сделалась ведущим голосом, к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир. Творческое развитие Пушкина было стремительным и осознанным. Творчество Пушкина отличается единством. Творчество Пушкина многожанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, драматургия, сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому стоит добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу, вспомнить, сколь разнообразной была его поэзия, вмещающая и все жанры лирики, и поэмы, и роман в стихах, и сказки.

На разных этапах разные жанры занимали доминирующее положение, развиваясь в тесном взаимодействии. Ценность того или иного жанра определялась его художественной выразительностью в рамках данного замысла, а не местом в абстрактной иерархии. Перенесение норм одного жанра в пределы другого оказывалось важным революционизирующим средством пушкинского стиля. Благодаря этому же Пушкин смог отказаться от принципиального деления средств языка на «низкие» и «высокие». Это явилось существенным условием решения им важнейшей национально-культурной задачи – синтеза языковых стилей и создания нового национального литературного языка. Пушкин навсегда стер границы между классическими тремя стилями XVIII века, создал и санкционировал многообразие национальных стилей, многообразие стилистических контекстов, спаянных темой и содержанием. Вследствие этого открылась возможность бесконечного индивидуально-художественного варьирования литературных стилей.

Первый период творчества Пушкина (1813 – лето 1817) приходится на время ожесточенной борьбы между карамзинистами и шишковистами. Пушкин-лицеист активно включился в нее на стороне Карамзина. Эпиграммы против «беседчиков», многочисленные полемические выходки в поэзии этих лет, принятие его в «Арзамас» (с кличкой «Сверчок») свидетельствуют о боевой позиции в рамках этого литературного направления, об ориентации на поэтическую традицию Жуковского и Батюшкова. Однако целый ряд признаков литературной позиции молодого Пушкина не только не совместим с поэтикой карамзинистов, но и глубоко ей противоречит. Уже в лицейские годы он был рядом с писателями, которые боролись против омертвевших канонов классицизма, стремились модернизировать литературный язык, сблизить русскую литературу с европейской.

Если даже не говорить об интересе к философской прозе в духе XVIII века (замысел романа «Фатама»), в творчестве Пушкина этих лет отчетливо проявляется интерес к эпическим жанрам и в особенности к сатирической поэме, совершенно выпадавшей из поэтики карамзинистов. «Монах» (1813), «Бова» (1814), «Тень Баркова» и «Тень Фонвизина» (1815) убедительно свидетельствуют о художественной ориентации, связанной с сатирической традицией XVIII века. В лирике можно отметить влияние Державина («Воспоминания в Царском селе»), Д. Давыдова («Пирующие студенты», «Наездники» и др.), Милонова и др. «гражданских» поэтов 1810-х гг. («К Лицинию»). Круг западноевропейских воздействий – от Вольтера до Оссиана.

Отсутствие единства в лицейском творчестве Пушкина порой истолковывается как результат творческой незрелости еще не нашедшего своего пути поэта. Однако очень скоро, включаясь в различные художественные традиции и интонации, поэт достиг в каждой из них совершенства зрелых мастеров. Если в элегиях и романсах (например, «Желание» или «Певец») Пушкин выступает как зрелый соперник такого уже признанного в то время мастера, как Жуковский, то в дружеском послании («Городок») он равняется с Батюшковым. В «Воспоминаниях в Царском Селе», бесспорно центральном произведении лицейского периода, Пушкин, синтезируя художественный опыт исторических элегий Батюшкова с державинской одой, смог добиться совершенно неожиданного идейно-художественного звучания, придав гражданственно-патриотической поэзии взволнованно-лирический пафос и личные интонации. В 1814 г. журнал «Вестник Европы» публикует первое стихотворение Пушкина — «К другу стихотворцу» (подпись: Александр Н.к.ш.п.). В январе 1815 г. юный поэт в присутствии Державина читает свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». В апреле оно было опубликовано в журнале «Российский музеум» и впервые подписано полным именем: Александр Пушкин.

Элегии 1815-1816 гг. («Мечтатель», «К ней», «Певец» и др.) написаны под влиянием Жуковского.

Второй период творчества падает на время с осени 1817 г. до весны 1820 г. Выпущенный из лицея, Пушкин поселился в Петербурге. Этот период отмечен сближением с декабристами. Поэт постоянно встречается с Ф. Глинкой, Н. Тургеневым, Чаадаевым и испытывает сильное воздействие их идей. Пушкин вступает в тесно связанные с декабристским движением литературные общества «Зеленая лампа» и «Вольное общество любителей российской словесности». Его политическая лирика становится выразительницей идей «Союза благоденствия». Под непосредственным влиянием Тургенева создаются программные стихотворения: ода «Вольность» и «Деревня». Попробовав в оде «Вольность» решить задачу создания актуальной политической лирики на основе традиции XVIII в., Пушкин в дальнейшем к этому опыту больше не обращался, а призыв Кюхельбекера в 1824 г. возродить оду вызвал у него ироническое отношение. Интересны попытки использовать «малые», традиционно считавшиеся маргинальными жанры и на их основе создать гражданскую поэзию, соединяющую высокий пафос с интимными интонациями. Такие опыты делаются с мадригалом («Плюсковой», «Краев чужих неопытный любитель»), дружеским посланием («лампистский» цикл).

Особенно интересно в этом отношении послание «К Чаадаеву». Первые строки стихотворения должны активизировать в сознании читателей образы и стилистику унылой элегии. Только с шестого стиха раскрывается, что речь идет о жажде свободы и борьбы. Третья строфа сливает образность политической и любовной лирики в напряженно-эмоциональное единство. И только после этого идут две заключительные строфы, в которых страстный порыв уступает место возвышенной мечте, а напряженно-любовная фразеология сменяется образом боевого товарищества.

В стихотворении «Краев чужих неопытный любитель» Пушкин поставил рядом как два сопоставимых высоких идеала гражданина «С душою благородной,/ Возвышенно и пламенно свободной» и женщину «не с хладной красотой, / Но с пламенной, пленительной, живой». В глазах поэта любовь не противоречит свободе. Яркий политический темперамент Пушкина проявился в злой сатире на Александра первого («Сказки. Noёl»). Этому периоду свойственно взаимодействие трех стилевых стихий – архаической, романтической и бытовой.

Главным созданием этого периода была поэма «Руслан и Людмила». Работа над ней закончилась лишь весной-летом 1820 г. Карамзин снисходительно назвал ее «поэмкой», а Дмитриев отозвался о ней как о неприличной. Член «Союза благоденствия» Н. И. Кутузов осудил поэму за недостаток «возвышенных чувств». Критика не смогла понять основного художественного принципа поэмы – контрастного соположения несовместимых жанрово-стилистических отрывков, результатом чего была ирония, направленная на самый принцип жанровости. Критики не могли определить точку зрения автора, но видели, что ирония заменяет мораль.

Третий период творчества связан с пребыванием Пушкина в южной ссылке (1820-1824). Творчество этих лет шло под знаком романтизма. В «южный» период были написаны поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Гаврилиада» (1821), «Братья разбойники» (1821-1822), «Бахчисарайский фонтан» (821-1823), начаты «Цыгане» (закончены в 1824 г. в Михайловском), задуманы и частично начаты «Вадим» (1822), «Актеон», «Бова», «Мстислав» (все наброски 1821-1822). «Кавказский пленник» принес славу, «Бахчисарайский фонтан» упрочил за Пушкиным положение главы русских романтиков. В 1824 г. в «Сыне Отечества» М. Карниолин-Пинский в рецензии на «Бахчисарайский фонтан» заговорил о «байронизме». В. М. Жирмунский: «Новый литературный жанр «романтической поэмы», созданный Пушкиным по образцу «восточных поэм» Байрона, изображает действительность в преломлении субъективного лирического восприятия героя, с которым поэт отождествляет себя эмоционально». Г. А. Гуковский о поэме «Кавказский пленник»: «Байроническая характерология индивидуальности борется в ней с прорывами в объективное».

Структура романтической поэмы создавалась переносом признаков элегии в эпический жанр. Не случайно Пушкин в письме к Горчакову определил жанр «Пленника» как «романтическое стихотворение». Однако в «южных» поэмах активно присутствует и другой - описательный элемент, который мыслился не в духе «Садов» Делиля в переводе Воейкова. Это должно быть описание жизни народной, экзотического этноса и народных характеров, полных дикой силы и энергии. С такой тенденцией были связаны и «Братья разбойники», и «Черная шаль», и «Песнь о вещем Олеге» - обычно романтиков интересовало то, что Олег – великий воин; для Пушкина интересна тема рока, человека и власти. Кн. Олег – игрушка на фоне судьбы. Он думает, что может все изменить, но до конца не знает своей судьбы. Также и царь не может назначать человека поэта. Поэту нужна внутренняя свобода, а стихотворения по заказу царя не станут ценными.

На дальнейшее развитие Пушкина повлияла его связь с кишиневской группой журналистов. Именно в Кишиневе накал его политической лирики достигает высшего напряжения («Кинжал», «Давыдову» и др.). В сознании Пушкина вырисовывалась возможность иронического отношения к разочарованному герою или же оценки этого персонажа глазами народа. С первой возможностью связаны были замысел комедии об игроке и начальный (сатирический) замысел 1-ой главы «Евгения Онегина», со второй – «Цыганы». Трагические размышления этого периода выразились в элегии «Демон», стихотворении «Свободы сеятель пустынный» и поэме «Цыганы». В этих произведениях в центре оказывалась, с одной стороны, трагедия безнародного романтического бунта, а с другой – слепота и покорность «мирных народов». Главным итогом творческих поисков 1822 – 1823 гг. было начало работы над романом в стихах «Евгений Онегин». Работа продлилась более семи лет.

Особенность и значение «Евгения Онегина» заключались не только в том, что были найдены новый сюжет, новый жанр и новый герой, но и в новаторском отношении к художественному слову. Роман в стихах – жанр, который автор отделяет от традиционного прозаического романа и от романтической поэмы. Эффект простоты создавался переключением интонаций, игрой точками зрения, системами ассоциаций, реминисценций и цитат, авторской иронией. «ЕО» опирался на всю полноту европейской культурной традиции – от французской психологической прозы 17-18 вв до романтической поэмы – от Стерна до «Дон Жуана» Байрона. «Высокие и низкие» слова уравнены в «ЕО», вариативность речи, контрастное соположение стихов, строф и глав, отсутствие начала, конца, традиционных признаков романного сюжета и привычных героев, противоположные авторские оценки.

Гибкая структура онегинской строфы позволяет такое разнообразие интонаций, что в конце концов поэзия автора раскрывается не какой-либо одной сентенцией, а всей системой пересечения смысловых напряжений. Пушкин оборвал роман, но создал формулу русского романа, которая легла в основу русского реализма. Михайловский период творчества стал для Пушкина временем смены эстетических ориентиров. Его художественная система лишилась цельности и определенности, характерной для периода южной ссылки. Пушкин устремился к неизвестному и неизведанному. Осознав исчерпанность художественной системы романтизма, он двигался к новым принципам изображения человека и действительности, которые позднее были названы реалистическими. Не следует, однако, представлять себе этот процесс в виде некоей прямой линии. Романтизм не мог быть просто «отменен». Огромный творческий потенциал романтического творчества был усвоен поэтом, создав предпосылки для движения к новой цели — к «поэзии действительности».

Пушкинский романтизм не укладывается в хронологические рамки периода южной ссылки. В Михайловском была завершена лучшая романтическая поэма «Цыганы», написан шедевр романтической лирики — стихотворение «К морю». Мотивы и образы романтизма ощутимы во многих стихотворениях («Разговор книгопродавца с поэтом», «Желание славы», «Андрей Шенье», «Пророк»). Именно в лирике сила романтической инерции была наибольшей.

Однако и в лирике, и особенно в эпических стихотворных произведениях стремление Пушкина преодолеть жанровые и стилевые каноны романтизма, сменить романтическую точку зрения на мир и человека становилось

все более очевидным. Многие стихотворения теряют жанровую определенность, поэт преодолевает ограниченность словаря романтиков. Меняется стиль любовной лирики — слово поэта точно фиксирует психологическую уникальность его переживаний («К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Сожженное письмо», «Под небом голубым страны своей родной...», «Признание»). Пушкин создает цикл стихотворений «Подражания Корану» и «Песни о Стеньке Разине», в которых осваивает образность восточной поэзии и русского фольклора. В поэме «Граф Нулин» и в центральных главах «Евгения Онегина» (III-VI), написанных в Михайловском, Пушкин еще дальше уходит от романтизма.

Веха в творческом самоопределении Пушкина-реалиста — историческая трагедия «Борис Годунов», законченная 7 ноября 1825 г. В ней отразились новые представления поэта о соотношении истории и личности, истории и народа, его интерес к трагическим, переломным эпохам в истории России. Первый опыт Пушкина-драматурга был антиромантическим: он не делал своих персонажей рупорами авторских идей, избегал прямолинейных сопоставлений прошлого и настоящего. Пушкин стремился показать' трагедию монарха и трагедию народа, а самое главное — посмотреть на историю «взглядом Шекспира», то есть объективно, непредвзято разобраться в реальной сложности взаимоотношений власти и народа.

В 1820-х гг. проблема народности а) в «ЕО» отражение народной психики и народных этических представлений б) «Борис Годунов» – роль народа в истории. П. Увлекся Шекспиром, чтобы понять, что явл движущей силой истории (великие люди не настолько важны как массы). Сначала трагедия называлась «Комедия о царе Борисе и Гришке Отрепьеве» – способ названия по имени главного персонажа. П. Пытался понять, что представляет собой то или иное явление, которому поклоняются. Остро стоит вопрос о грехе и совести: Лжедмитрий убивает Федора, сына Годунова, так же как и Годунов царевича Дмитрия. Историю определяет представление личности. Власть, которая приходит через грязь, долго не удерживается.

Историей управляет мораль, дух и совесть. Смысл «БГ» в глубине постановки вопроса, а не в однозначности ответа. Борис хочет народу добра, но для реализации своих намерений ему нужна власть, которая дается лишь ценой преступления. Покинутый народом, Борис делается тираном: «Милости не чувствует народ:\ Твори добро – не скажет он спасибо» Народ, обладая нравственным чутьем, политически наивен. «Народ безмолвствует» – символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: