Краткосрочное равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции

На рынке монополистической конкуренции продавец может заметно поднимать цену, не опасаясь при этом. Что продажи упадут до нуля, как это происходит на рынке совершенной конкуренции. Это обусловливается тем, что покупатели в силу некоторых причин предпочитаю товары одной фирмы товарам других фирм. С другой стороны, если какая-то фирма заметно снизит цену продаваемого ею товара, она не может ожидать, что все покупатели станут приобретать только ее товары. Естественно, что при снижении цены продажи фирмы возрастут, а при повышении цены – снизятся. Это означает, что кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы имеет отрицательный наклон, а кривая предельного дохода расположена ниже кривой спроса, то есть предельный доход меньше цены для любого объема продаж. Степень наклона кривой спроса на продукцию фирмы зависит от эластичности спроса и показывает, какое количество покупателей теряет фирма, повышая цену на свои товары, или сколько товаров фирмы будет куплено дополнительно при том, что она снизит цену своих товаров.

Рассмотрим основные параметры фирмы, максимизирующей прибыль на рынке монополистической конкуренции (См.: Рис 5.1.).

Монополистически конкурентная фирма, как и всякая другая, добивается наилучших экономических показателей при объеме производства, соответствующем равенству предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Поэтому в равновесии наша фирма будет производить QMC единиц продукции и продавать ее по цене PMC. Поскольку при таком объеме производства средние издержки фирмы меньше цены, она будет получать экономическую прибыль в размене: . Вероятно, что эта прибыль является результатом определенных мер, предпринимаемых фирмой, в результате которых покупатели поверили, что товар данной фирмы для них лучше, чем товары других фирм, в результате чего владельцы нашей фирмы получает больше, чем необходимо для компенсации стоимости факторов производства.

Однако такое положение вещей в краткосрочном периоде не является обязательным. Вполне может случаться так, как показано на рисунке 5.2., когда действия конкурирующих фирм окажутся более удачными, и кривая спроса на продукцию нашей фирмы опустится настолько низко, что цена уже не будет компенсировать стоимость факторов производства. В этом случае фирма сталкивается с экономическими убытками. Как бы там ни было, мы видим, что на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде положение фирмы определяется двумя факторами. С одной стороны от сложившейся рыночной конъюнктуры и действия конкурентов, а, с другой стороны, от того насколько сама фирма активна в поиске потребителей и предоставлении им товаров, обладающих сравнительными преимуществами перед товарами других фирм. Этот поиск должен осуществляться постоянно. В противном случае фирма может оказаться в незавидном экономическом положении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: