На рынке монополистической конкуренции продавец может заметно поднимать цену, не опасаясь при этом. Что продажи упадут до нуля, как это происходит на рынке совершенной конкуренции. Это обусловливается тем, что покупатели в силу некоторых причин предпочитаю товары одной фирмы товарам других фирм. С другой стороны, если какая-то фирма заметно снизит цену продаваемого ею товара, она не может ожидать, что все покупатели станут приобретать только ее товары. Естественно, что при снижении цены продажи фирмы возрастут, а при повышении цены – снизятся. Это означает, что кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы имеет отрицательный наклон, а кривая предельного дохода расположена ниже кривой спроса, то есть предельный доход меньше цены для любого объема продаж. Степень наклона кривой спроса на продукцию фирмы зависит от эластичности спроса и показывает, какое количество покупателей теряет фирма, повышая цену на свои товары, или сколько товаров фирмы будет куплено дополнительно при том, что она снизит цену своих товаров.
|
|
Рассмотрим основные параметры фирмы, максимизирующей прибыль на рынке монополистической конкуренции (См.: Рис 5.1.).
Монополистически конкурентная фирма, как и всякая другая, добивается наилучших экономических показателей при объеме производства, соответствующем равенству предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Поэтому в равновесии наша фирма будет производить QMC единиц продукции и продавать ее по цене PMC. Поскольку при таком объеме производства средние издержки фирмы меньше цены, она будет получать экономическую прибыль в размене: . Вероятно, что эта прибыль является результатом определенных мер, предпринимаемых фирмой, в результате которых покупатели поверили, что товар данной фирмы для них лучше, чем товары других фирм, в результате чего владельцы нашей фирмы получает больше, чем необходимо для компенсации стоимости факторов производства.
Однако такое положение вещей в краткосрочном периоде не является обязательным. Вполне может случаться так, как показано на рисунке 5.2., когда действия конкурирующих фирм окажутся более удачными, и кривая спроса на продукцию нашей фирмы опустится настолько низко, что цена уже не будет компенсировать стоимость факторов производства. В этом случае фирма сталкивается с экономическими убытками. Как бы там ни было, мы видим, что на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде положение фирмы определяется двумя факторами. С одной стороны от сложившейся рыночной конъюнктуры и действия конкурентов, а, с другой стороны, от того насколько сама фирма активна в поиске потребителей и предоставлении им товаров, обладающих сравнительными преимуществами перед товарами других фирм. Этот поиск должен осуществляться постоянно. В противном случае фирма может оказаться в незавидном экономическом положении.