Монополия - это такая форма организации рынка, при которой существует единственный производитель товара, у которого отсутствуют близкие товары-заменители и, следовательно, фирма имеет возможность самостоятельно установить цену.
Таким образом, характерные черты рынка:
1) существование только одной фирмы;
2) производство товара, у которого отсутствуют близкие товары-заменители;
3) существование препятствий для входа на рынок для других фирм;
4) самостоятельное установление цены на продукцию;
Рынок монополии возник в результате следующих причин:
1. Действие эффекта масштаба производства, то есть емкость рынка приводит к тому, что наиболее низкие средние издержки производства продукта достигаются при существовании только одной фирмы. Данная ситуация приводит к появлению естественных монополий.
2. Контроль над редкими ресурсами.
3. Контроль над результатами научных исследований. Это достигается за счет патентов на результаты научных исследований.
4. Привилегии, предоставляемые государством отдельным фирмам.
|
|
5. Конкуренция, в том числе за счет неэкономических методов.
Различают следующие виды монополистических объединений:
1. Картель, который представляет собой сговор независимых производителей о ценах и объёмах продаж, а также о дифференциации и разделе рынка по определённым критериям.
2. Синдикат, который предполагает договорённость независимых производителей о создании единой сбытовой структуры, которая монополизирует продажу всех или некоторых видов продукции участников синдиката с целью максимизации прибыли участников либо поддержания цен на определённом уровне.
3. Трест, который представляет собой объединение независимых производителей с целью координации производственной и сбытовой деятельности для создания определённой ситуации на рынке и избежания дублирования расходов и функций. При создании треста выбирается управляющая структура (участник треста или независимая фирма), решения которой обязательны для участников соглашения в оговоренных границах.
4. Консорциум, который представляет собой соглашение о совместном производстве какой-либо продукции между независимыми производителями, в котором определяются субъекты производства, их объёмы, а также параметры сбыта с целью избежания дублирования и параллельности в производственных программах.
5. Корпорация, которая представляет собой объединение ранее независимых производителей в единый субъект хозяйствования с целью полной координации производственных и сбытовых усилий.
Анализируя рынок монополии, можно сделать вывод, что он является менее эффективным с точки зрения общества, чем рынок совершенной конкуренции. Так как, во-первых, цена на нем выше, чем на рынке совершенной конкуренции, во-вторых, объем продаж меньше, в-третьих, не достигается производственная эффективность, в-четвертых, не достигается эффективность распределения ресурсов, то есть не в полной мере удовлетворяются потребности покупателей.