Отличительные черты чистой (абсолютной) монополии

1. Существует единственный производитель данного товара, который олицетворяет собой отрасль.

2. Производимая продукция уникальна в том смысле, что она не имеет близких заменителей – товаров-субститутов (например, электроэнергия, коммунальные услуги). Поэтому покупатели будут приобретать его по любой цене, следовательно, спрос теоретически абсолютно неэластичен, т.к. действует монопольная власть над ценой.

3. Единственный производитель сам определяет рыночную цену товара и объемы его поставок для продажи.

4. Барьеры для вступления новых фирм в отрасль очень велики, т.е. доступ новых производителей в данную отрасль закрыт барьерами как естественного, так и искусственного характера:

– наличие высокого капитала для начала производства;

– государственные официальные барьеры в виде патентов и лицензий (например, лицензирование вино-водочной монополии);

– обладание функционирующим монополистом исключительным правом либо на какой-либо ресурс, либо на род деятельности, характер и вид выпускаемой продукции (например, компания «Де Бирс», которая монополизировала алмазные рудники Южной Африки (поставляющая более 80% алмазов от их совокупного мирового производства) контролирует мировой рынок алмазов);

– агрессивное поведение монополиста по отношению к потенциальному конкуренту (нечестная конкуренция);

– таможенные ограничения;

– прямые запреты на импорт и т.д.

Следующие признаки чистой монополии можно определить как главную опасность монополизма:

5. Фирма-монополист производит такой объем продукции, который отвечает только ее интересам (т.е. предложение ≠ спросу, что ведет к искусственному дефициту).

6. Монополист искусственно завышает уровень цены: МС = MR < Р.

7. Монополист не имеет стимулов к снижению издержек, т.к. продукция будет покупаться по любой цене (из-за отсутствия стимула → малоэффективное использование ресурсов → уровень издержек в результате более высокий, чем мог бы быть).

.

Понятно, что в реальной действительности такое сочетание признаков практически недостижимо, реальные рыночные структуры могут в большей или меньшей степени соответствовать этой идеальной модели, но не совпадать с ней.

Ситуации, максимально приближенные к модели чистой монополии, чаще встречаются не на национальном, а на местных рынках (например, в крупных городах – один метрополитен, в мелких – один ресторан, один салон красоты, один автосервис и т.д.).

Поэтому чистую монополию, равно как и совершенную конкуренцию, принято считать условной рыночной структурой. Но в изучении чистой монополии, как и совершенной конкуренции, заложен глубокий смысл: эти модели позволяют исследовать реально существующие рыночные структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: