Ход урока. Методическая разработка уроков по темам: «Растворы

Методическая разработка уроков по темам: «Растворы. Растворимость веществ в воде», «Электролитическая диссоциация» 9 класс.

Украинцева И.А., учитель химии

МОУ гимназия №1

г.Калининград

e-mail: anika_71@mail.ru

Методическая разработка уроков по темам: «Растворы. Растворимость веществ в воде», «Электролитическая диссоциация» составлена по программе О. С. Габриелян «Химия 8 класс». Уроки разработаны в соответствии с программными требования, содержат химический эксперимент (приведены ссылки на видеоопыты из Единой коллекции образовательных ресурсов), мини-тесты, составленные в программе HotPotatoes (для выполнения тестов необходимо разрешит разблокировать окно и затем выполнять упражнение), презентации к урокам и итоговый тест, который можно использовать для поверки материалов двух уроков. Использовать данную разработку можно, например, при проведении Интернет-уроков, т.е открыв презентацию, переходит по соответствующим ссылкам на видеоопыты, представленные в разработке.

Урок по теме: Растворы. Растворимость веществ в воде» 8 класс.

Основные вопросы:

  1. Развитие научных взглядов на природу процессов растворения веществ.
  2. Кристаллогидраты.
  3. Типы растворов.

Основные понятия: растворение, кристаллогидрат, гидраты, насыщенный, ненасыщенный, пересыщенный.

Ход урока.

1. Введение.

Растворы играют очень важную роль в природе, наук и технике. Основным растворителем на Земле чаще всего выступает вода. Однако вода – не единственный растворитель. Известны многочисленные неводные растворители. Это такие как жидкий аммиак, бензин, керосин, этиловый спирт и другие. В растворах протекают самые разнообразные процессы. Например, сложные физико-химические процессы, происходящие в организме человека, животных. Усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор. Многие технологические процессы в химической и других отраслях промышленности, например, получение соды, удобрений, кислот, металлов, бумаги, протекают в растворах. Изучение растворов занимает очень важное место в современной науке.

2. Развитие научных взглядов на природу процесса растворения.

Раствор – однородная смесь, состоящая из двух или более однородных частей. В схеме 1. представлено развитие научных представлений о природе процесса растворения веществ.

Схема 1.

Гидраты – непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе. Косвенным доказательством гидратации является существование твердых кристаллогидратов – солей, в состав которых входит вода. Ее в этом случае называют кристаллизационной. Например, к кристаллогидратам относится хорошо известная соль голубого цвета – медный купорос CuSO4 ∙ 5H2O. Безводный сульфат меди (II) – кристаллы белого цвета. Изменение цвета сульфат меди (II) на голубой при растворении его в воде и существование голубых кристаллов медного купороса является еще одним доказательством гидратной теории Д. И. Менделеева.

Таблица. Окраска некоторых кристаллогидратов и безводных солей.

Формула кристаллогидрата Цвет кристаллогидрата Цвет безводной соли
CuSO4 ∙ 5H2O CuCl2∙6 H2O CоCl2∙6 H2O Синий Голубой Темно-розовый Белый Зеленый Синий

3. Растворимость веществ. Типы растворов.

Растворимость веществ в воде зависит от температуры. Как правило, растворимость твердых веществ в воде увеличивается с повышением температуры, а растворимость газов уменьшается, поэтому воду можно полностью освободить от растворенных в ней газов кипячением.

Насыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.

Ненасыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.

Пересыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре находится в растворенном состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях.

Прочитайте в учебнике §34 стр. 190 о приготовлении пересыщенных растворов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: