организаций

Новый опыт рождается с трудом и требует анализа. Исследование, проведенное на кафедре педагогики и психологии Удмуртского Государственного университета позволяет нам говорить о тенденциях в развитии моделей детских организаций с учетом места их базирования: школа и вне ее.

Рассматривая педагогический аспект деятельности детских организаций как специфический, особый вариант воспитательной системы, отличающейся самодеятельным характером, общественно полезной деятельностью и сотрудничеством взрослых и детей, можно отметить: детская организация как воспитательная система — явление динамичное, которое проходит в своем развитии несколько этапов.

Первый. Становление системы, т.е. становление организации.

На этом этапе деятельность носит досуговый характер и определяется чаще всего взрослыми. Главная цель системы — создать коллектив, сформировать привлекательный образ организации.

Следующий этап базируется уже на накопленном опыте совместной деятельности и общения. Развивается самодеятельность. Изменяются деятельностные ориентиры: ориентация на себя дополняется ориентацией на окружающую среду, т.е. детская организация обретает социальную сущность.

Окончательное оформление детской организации, как правило, происходит позднее, когда вырастают собственные кадры, появляются собственные лидеры. Этот этап можно назвать третьим.

Опыт показывает: основной базой остается школа. Здесь располагаются самые массовые детские объединения. Что это? Дань традиции или неизбежность? Скорее всего, это объективный процесс, так как только в школе сегодня есть специалисты, в функциональные обязанности которых включается помощь детским объединениям. Здесь же есть большое количество педагогов, которые при желании могут стать лидерами детских объединений.

Одна из возможных моделей детской организации на базе школы (ретро-модель) — всеобщее членство. Пример — детская организация "Родники" г. Москвы. Такая организация охватывает всех или абсолютное большинство детей, отвечает социальным потребностям общества, так как способствует охвату воспитательными отношениями всех ребят, дает возможность выбрать определенную — единую для всех — программу деятельности. Как и раньше в пионерской организации, здесь сохранились некоторые ритуалы (прием в организацию и др.). Тенденция слияния со школой в этой модели проявляется наиболее ярко. Представления о лидере, руководителе детской организации отождествляется с образом члена педагогического коллектива, подчиняющегося директору и органам образования, что мешает восприятию нового статуса и новых людей как руководителей детских организаций, с которыми надо выстраивать новые — партнерские отношения. Представления о необходимости контроля не позволяют полностью признать ее право на свободный и самостоятельный выбор целей, содержания, способов и форм деятельности, системы и времени действия.

Другая модель детской организации в школе — штаб, совет — отождествляется с органами школьного самоуправления. В этом случае организация ставит себя в подчиненное положение по отношению к школе, становится замкнутым коллективом, сужает рамки своей социальной деятельности.

Еще одна школьная модель — детская организация на базе класса. Обычно инициатором такого формирования выступает классный руководитель. Эффективность деятельности зависит его позиции и уровня самодеятельности детей.

Наконец, вариант школьной модели — разновозрастные детские коллективы. В этом случае у ребят больше возможностей самим выбирать вид деятельности, лидера, с которым хотели бы работать. Такая организация связана со школой партнерскими отношениями. На сегодняшний день это наиболее перспективный вариант. В его реализации существуют объективные трудности. Они связаны с местом базирования отрядов, с их материальным оснащением и, главное, с кадрами руководителей отрядов. Однако перспективы этих отрядов, их развития реальны. Лидеры вырастают в рядах самой организации. Здесь обеспечивается меж возрастное общение — наиболее эффективное в воспитательном отношении. Отношения со школой в этом случае — договорные. Однако опасность подавления активности организации педагогической системой остается. Для большинства детских организаций с местом базирования в школе характерна первая модель. Их перспективы, как детских объединений, неопределенны, так как они являются частью воспитательной системы школы.

Но не только школа является сегодня местом базирования детских организаций. Они создаются в домах детского творчества, клубах, библиотеках и т.д. Исторический опыт показал, что даже в период деятельности пионерской организации самыми интересными, по настоящему самодеятельными, были организации вне школы: пятигорское "Пламя", крапивинская "Каравелла".

Оправдал себя и опыт отрядов по месту жительства в сельской местности (свободные сельские дружины в Костромской области).

Организации вне школы появляются при наличии двух условий: стремления ребят к объединению вокруг общего интереса, идеи; наличие взрослого — энтузиаста, умеющего увлечь и вести за собой детей.

Примером деятельности детских организаций при доме детского творчества является штаб "Альтаир" Первомайского района г. Ижевска.

Итак, многообразие вариантов создания детских организаций на разных территориальных пространствах — явление, безусловно, положительное.

Однако целесообразность каждого из вариантов, перспективы его развития неоднозначны.

Так, организации, базирующиеся в школе, имеют тенденцию к слиянию со школой, а отсюда — нарушение принципов самодеятельности и жизнедеятельности детских объединений.

Исключение, на наш взгляд, составляют детские организации, ориентированные на различные интересы детей и направления социальной деятельности. Базируясь в школе, они чаще всего представляют собой разновозрастные коллективы. Такой тип организаций перспективен при условии решения проблемы руководителей.

В то же время необходимо учитывать возможность формализации таких организаций и подчинение их школьной администрации, что и случилось в свое время с пионерской организацией. Наиболее жизнеспособны, на наш взгляд, организации, базирующиеся вне школы. Они менее регламентированы административной властью, более способны к построению демократических отношений. Остается проблема организаций ассоциативного типа, в которых сложно достижение организационного единства, формирование позиции члена организации у каждого ребенка.

Перспективность детских организаций вне школы и разновозрастных на базе и вне школы, определяется не только уровнем их самодеятельности, но и воспитательными возможностями. И это, прежде всего, преемственность поколений, возможность передачи опыта старших младшим, воспитание в организации ее будущих руководителей. Предложенные варианты классификации не связаны с содержанием деятельности организаций. Они, скорее всего, повод к рассмотрению проблемы партнерских отношений со школой, внешкольными учреждениями и другими организациями, на базе которых действуют детские.

- «Зачем все это? – спросят одни - У нас ничего этого нет, а все идет замечательно»

Попробуйте! уверяем вас, станет еще лучше!

- «Зачем все это? – спросят другие – Пробовали, и ничего не получилось»

Попробуйте еще раз! может быть, вам первому не захотелось

приложить усилия, чтобы все было хорошо?

Попытайтесь еще раз!

Уверены, обязательно получиться!


[1] Кудинов В. Как это было// ТИМ. Информационный бюллетень.-М.1999

[2] Кульпединова М. «Я» становится богаче (концепция развития личности в ДОО).// ТИМ. Информационный бюллетен.-М.1995 г.

[3] Трухачева Т. Они и мы, или 6 вопросов о концептуальных основах взаимодействия школы и ДОО.// ТИМ. Информационный бюллетень.-М.1995 г

[4] Мальцева Э. Возможные варианты к вопросу о пространственных моделях ДОО.// ТИМ. Информационный бюллетень.-М.1999 г


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: