Вологда – Молочное

ФГБОУ ВПО

«Вологодская государственная молочнохозяйственная

Академия имени. Н.В. Верещагина»

Экономический факультет

Направление: Экономика

Заочная форма обучения (сокращенный срок)

Кафедра

МЭЖ и БЖД

Контрольная работа

по дисциплине

Безопасность жизнедеятельности.

Выполнил

Студент I курса А.Р. Галиева

Группа 614 шифр 1445098

Преподаватель И.Н. Кружкова

Должность

Оценка Дата

Подпись

Вологда – Молочное


Содержание

Управленческие принципы обеспечения БЖД; названия, сущность, примеры. 3

Виды ответственности за нарушения законодательства о труде и охране труда: административная и материальная. Вынесение наказаний, порядок обжалования. 5

Понятие устойчивости функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях. Факторы, влияющие на устойчивость объекта. Организация исследования устойчивости функционирования основных элементов объекта. 16

Задача. 25

Список использованной литературы. 27


Управленческие принципы обеспечения БЖД; названия, сущность, примеры.

Управленческие принципы -этоте принципы, которыеопределяютвзаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности.[3]

К нимотносятся:

1.Принцип плавности - состоит в установлении на определенном периоде количественных показателей и направлений деятельности. Планирование в области безопасности направлена на улучшении условий труда.

2.Принцип стимулирования - опирается на распределение материальных благ и моральных поощрений в зависимости от результатов труда работающего (например, дополнительное стимулирование, как в материальной, так и в моральной(грамоты, фото на доске почета и т.п.) форме).

3.Принцип компенсации - состоит в предоставлении дополнительных льгот на работах с тяжелыми условиями труда с целью восстановления или поддерживания здоровья (например, повышение тарифных ставок для работающих по «горячей сетке», выдача лечебно - профилактического питания для предупреждения профессиональных заболеваний).

4. Принцип эффективности - состоит в сопоставлении фактических результатов с плановыми и оценки достигнутых показателей по критериям затрат и выгод (например, контроль уровня травматизма на производстве, улучшение условий труда по сравнению с принятыми обязательствами).

5. Принцип контроля - заключается в организации органов контроля и надзора с целью проверки объектов на соответствие их регламентированным требованиям безопасности.

6. Принцип обратной связи - заключается в организации системы получении информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую путем сравнения параметров соответствующих состояний (например, контроль за расходом топлива в зависимости от скорости движения автомобиля).

7. Принцип адекватности - заключается в том, что система управляющая должна быть адекватно сложенной по сравнению с управляемой.

8. Принцип ответственности - означает, что для обеспечения безопасности должны быть регламентированы права, обязанности и ответственность лиц, которые участвуют в управлении безопасностью (например, за здоровье и жизни людей отвечает руководитель предприятия, а контроль за условиями труда должен быть возложен на работника службы охраны труда). [3]


Виды ответственности за нарушения законодательства о труде и охране труда: административная и материальная. Вынесение наказаний, порядок обжалования.

Любое виновное нарушение трудовых прав и обязанностей влечет за собой юридическую ответственность. В особое положение здесь поставлены должностные лица: имея больший объем прав, будучи ответственными за организацию трудового процесса, они должны обеспечить нормальные и безопасные условия труда и в случае нарушений отвечать не в меньшей степени, а в большей степени, чем другие работники. В соответствии со статьей 419 ТК РФ Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.[2]

Административная ответственность

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.(ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП)).[1]

При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП и другими нормативными актами, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Понятие административного правонарушения охватывает собой ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.

Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.

Порядок привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, предусмотрен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.[1]

Административная ответственность наступает в случаях и в пределах, предусмотренных ст. 5.27-5.35, 5.42, 5.44 КоАП РФ.

Согласно ст. 5.27 названного Кодекса нарушение должностным лицом организации независимо от форм собственности законодательства РФ о труде и об охране труда влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда; данное нарушение, совершенное лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от двух до трех лет.

Кроме того, КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа:

за уклонение работодателя или его представителя от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28);

за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29);

за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30);

за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31);

за уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32);

за невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры (ст. 5.33);

за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34);

за сокрытие страхового случая (ст. 5.44).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, в соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ рассматривают Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.[1]

Трудовое право регулирует трудовые отношения всех лиц, работающих по трудовому договору в любых организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе трудовые отношения работников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ. Предмет трудового права включает также трудовые отношения работников с индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами. Индивидуальный предприниматель заключает трудовой договор с работником для осуществления предпринимательской деятельности. Иные физические лица – для обслуживания принадлежащего им личного потребительского хозяйства (трудовой договор с домработницей, с шофером).

В законодательстве установлена административная ответственность сторон социального партнерства.

Ответственность сторон социального партнерства за уклонение от участия в коллективных переговорах, за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением соглашения, коллективного договора, за нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора регламентируется ст. 54 и 55 ТК РФ.[2]

Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.[3]

КоАП в главе 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» предусматривает ряд составов административных правонарушений, связанных с нарушением норм о социальном партнерстве и практикой их применения, а также определяет круг государственных органов и их должностных лиц, имеющих право применять административные наказания в виде административного штрафа.

Ими являются составы административных правонарушений, предусмотренные ст. 5.28 – ст. 5.33 КоАП РФ.

Должностным лицам федеральной инспекции труда предоставлено также право возбуждать дело об отдельных административных правонарушениях согласно ст. 28.3 КоАП РФ, рассмотрение которых в соответствии со ст. 23.1 возложено на суд.

Так, должностные лица федеральной инспекции труда вправе составить протокол об административном правонарушении в случаях выявления административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ:

· ч. 2 ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»;

· ст. 5.42 «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»;

· ч. 1 ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»;

· ч. 1 ст. 19.5 «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль»);

· ст. 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения»;

· ст. 19.7 «Непредоставление сведений (информации)».

При этом если по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, должностное лицо федеральной инспекции труда выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством, то по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» выносится определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

· наименование органа федеральной инспекции труда;

· дата и место составления протокола;

· должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

· сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

· фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

· место, время совершения и событие административного правонарушения;

· статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

· объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

· иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом инспекции труда, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего (лица, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред), а также законного представителя или защитника юридического лица.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано соответствующему руководителю по подчиненности либо в суд по месту рассмотрения дела.

В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган федеральной инспекции труда, жалобу рассматривает суд.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается инспектору, вынесшему постановление по делу, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (ст. 30.2 КоАП РФ).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Указанная жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (ст. 30.5 КоАП РФ).

Материальная ответственность

В качестве самостоятельного вида ответственности в ТК выделена материальная ответственность сторон трудовых отношений. В Главах 38,39 ТК РФ говорится, что материальную ответственность несет как работник, так и работодатель, при этом возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника или работодателя к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Для привлечения работников к материальной ответственности необходимо наличие следующих условий: действительный ущерб, причиненный предприятию; противоправное поведение (действие пли бездействие) работника; причинная связь между противоправным поведением и ущербом; вина работника.

Возмещение ущерба производится, если работник причинил предприятию прямой действительный ущерб. Неполученные доходы не учитываются.

В соответствии со статьей 243 ТК РФ, материальная ответственность в полном размере возлагается на работника следующих случаях:

1) Когда в соответствие с ТК РФ и иными федеральными законами на

работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) Недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) Умышленное причинение ущерба;

4) Причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

5) Причинение ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

6) Причинение ущерба в результате административного проступка;

7) Разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную).

8) Причинение ущерба при неисполнении работником трудовых обязательств.[2]

В основном применяется ограниченная материальная ответственность в пределах среднего месячного заработка работника. Это означает, что работник должен полностью возместить ущерб, стоимость которого не превышает его среднемесячного заработка. Если же стоимость ущерба превышает такой заработок, работник возмещает лишь часть его стоимости, равную среднемесячному заработку. Остальная часть списывается в убыток. Ограниченную материальную ответственность работники несут во всех случаях, кроме тех, для которых установлен иной вид ответственности. В частности, такая ответственность возлагается на руководителей предприятий, структурных подразделений и их заместителей, если ущерб причинен излишними денежными выплатами, неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев, выпуска недоброкачественной продукции, хищений, уничтожения и порчи материальных или денежных ценностей.[7]

К ограниченной материальной ответственности относится и ответственность должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или переводе на другую работу за ущерб, причиненный предприятию в связи с оплатой за время вынужденного прогула или выплатой разницы в заработной плате. Размер возмещения ущерба в этом случае не может превышать трех месячных окладов должностного лица.

Работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка (Статья 242 ТК РФ)

Работодатель обязан возместить материальный ущерб работнику в случаях,

предусмотренных главой 38 ТК РФ:

- незаконное лишение работника трудится (статья 234ТК РФ)

- ущерб, причиненный имуществу работника (статья 235 ТК РФ)

- задержка выплаты заработной платы (статья 236 ТК РФ)

- возмещение морального вреда причиненного работнику (статья 237 ТК РФ).

Ущерб возмещается по распоряжению администрации либо по решению суда. По распоряжению администрации — при ограниченной материальной ответственности в пределах среднего месячного заработка, а также во всех других случаях, когда размер ущерба не превышает среднего месячного заработка. Распоряжение должно быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба. Оно может быть обращено к исполнению не ранее семи дней со дня сообщения о нем работнику. Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению pacсматривается в порядке, предусмотренном законодательством.

В остальных случаях возмещение ущерба производится путем предъявления администрацией иска в районный (городской) народный суд.

Если администрация произведет удержание с нарушением указанного порядка, то работник может обратиться в орган по рассмотрению трудовых споров, который выносит решение о возврате незаконно удержанной суммы.

Взыскание с руководителей государственных и муниципальных предприятий и их заместителей материального ущерба в судебном порядке производится по иску вышестоящего в порядке подчиненности органа или по заявлению прокурора.

При рассмотрении иска суд может, с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника, уменьшить размер подлежащего возмещению ущерба. В этом случае суд должен указать в решении мотивы снижения взыскиваемой суммы.

К конкретной обстановке, с учетом которой возможно такое снижение, относятся обстоятельства, препятствующие работнику выполнять должным образом возложенные на него обязанности, в частности, отсутствие нормальных условий хранения, ненадлежащие условия труда. Снижение размера ущерба, подлежащего возмещению, не допускается, если ущерб причинен преступлением, совершенным с корыстной целью.


Понятие устойчивости функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях. Факторы, влияющие на устойчивость объекта. Организация исследования устойчивости функционирования основных элементов объекта.

Оценка устойчивости функционирования объекта экономики в условиях ЧС может быть выполнена при помощи моделирования уязвимости объекта при воздействии поражающих факторов на основе использования расчетных данных (метод прогнозирования). При этом учитываются следующие положения:

1) Наиболее вероятные явления, по причине которых на объекте может возникнуть ЧС: стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы), аварии техногенного характера и применение противником современных средств поражения.

2) Основные поражающие факторы источников ЧС, которые в различной степени могут влиять на функционирование: интенсивность землетрясения, высота подъема и скорость воды при наводнениях, скоростной напор ветра при ураганах (штормах), ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс при ядерных взрывах, избыточное давление при взрывах обычных боеприпасов. Оценивать устойчивость объекта необходимо по отношению к каждому из поражающих факторов.

3) При воздействии перечисленных поражающих факторов могут возникать вторичные поражающие факторы: пожары, взрывы, заражение ОВ и АХОВ местности и атмосферы, катастрофические затопления. Вторичные поражающие факторы в ряде случаев могут оказать существенное влияние на функционирование промышленного объекта и поэтому также должны учитываться при оценке его устойчивости.

4) Площадь зон поражения поражающими факторами в десятки и сотни раз превышает площадь объектов. Это позволяет при проведении оценочных расчетов допускать, что все элементы объекта подвергаются почти одновременному воздействию поражающих факторов, а параметры поражающих факторов считать одинаковыми на всей территории.

5) Для оценки устойчивости объекта к воздействию поражающих факторов можно задаваться различными значениями их параметров и по отношению к ним анализировать обстановку, которая может сложиться на объекте. Однако, когда требуется представить возможную обстановку в экстремальных условиях или определить целесообразность предела повышения физической устойчивости объекта, можно использовать вероятные максимальные значения параметров поражающих факторов, ожидаемых на объекте. Экстремальные условия на объекте будут при применении ядерного оружия. Поэтому оценку устойчивости объекта целесообразно начинать с оценки устойчивости к поражающим факторам ядерного взрыва.

6) На каждом объекте имеются главные, второстепенные и вспомогательные элементы. Например, на металлургическом предприятии главными элементами являются плавильные и прокатные цеха. В целлюлозно-бумажном цехе главными элементами являются агрегаты для варки целлюлозы и бумагоделательные машины. На объектах химической промышленности главными являются реакционные, ректификационные колонны, прессы и так далее. Однако в обеспечении функционирования объектов немаловажную роль могут играть второстепенные и вспомогательные элементы. Например, ни один объект не может обходиться без некоторых элементов системы снабжения. Поэтому анализ уязвимости объекта предполагает обязательную оценку роли и значения каждого элемента, от которого в той или иной мере зависит функционирование предприятия в условиях чрезвычайной ситуаций.

7) Решая вопросы защиты и повышения устойчивости объекта необходимо соблюдать принцип равной устойчивости ко всем поражающим факторам.

Принцип равной устойчивости заключается в необходимости доведения защиты зданий, сооружений и оборудования объекта до такого целесообразного уровня, при котором выход из строя от поражающих факторов может возникнуть, как правило, на одинаковом расстоянии, (на пример, от центра ядерного взрыва). При этом защита от одного поражающего фактора является определяющей. К уровню определяющей защиты приравнивается защита и от других поражающих факторов. Такой определяющей защитой, как правило, принимается защита от ударной волны.

Нецелесообразно, например, повышать устойчивость здания к воздействию светового излучения, если оно находится на таком расстоянии от центра (эпицентра) взрыва, где под воздействием ударной волны происходит его полное или сильное разрушение.

8) для оценки физической устойчивости элементов объекта необходимо иметь показатель (критерий) устойчивости. В качестве таких показателей используются критический параметр (Пкр) и критический радиус (R-кр).

Критический параметр - это максимальная величина параметра поражающего фактора, при которой функционирование объекта не нарушается. Это может быть максимальное значение ударной волны, светового излучения ядерного взрыва, максимальное значение интенсивности землетрясения, максимальное значение волны прорыва при катастрофическом затоплении и так далее.

Критический радиус - это минимальное расстояние от центра (источника) поражающих факторов, на котором функционирование объекта не нарушается. Это может быть расстояние до центра ядерного взрыва, центра землетрясения, до разрушенной плотины.

Критический параметр (Пкр) позволяет оценить устойчивость объекта при воздействии любого поражающего фактора без учета одновременного воздействия на объект других поражающих факторов. Критерий Пкр позволяет оценить устойчивость объекта при одновременном воздействии нескольких поражающих факторов и выбрать наиболее опасный из них.

9) Исходными данными для оценки устойчивости функционирования промышленного объекта являются:

- характеристика объекта и его защитных сооружений (количество зданий и сооружений, плотность застроек, наибольшая работающая смена, обеспеченность ее защитными сооружениями и средствами индивидуальной защиты);

- конструкция зданий и сооружений, их прочность и огнестойкость;

- характеристика оборудования, наличие и характеристика ценного уникального оборудования, физических установок, автоматизированных систем и аппаратуры управления;

- характеристика производства (категория) по пожароустойчивости;

- возможность прекращения работы отдельных цехов и перехода на технологию военного времени, время, необходимое для частичной или полной безаварийной остановки производства по сигналу "Воздушная тревога";

- характеристика коммунально-энергетических сетей;

- характеристика местности (наличие рек, водоемов, лесов и так далее) и соседних объектов.[4]

К факторам, влияющим на устойчивость объекта относятся:

· район расположения объекта;

· внутренняя планировка и застройка территории объекта;

· системы энергоснабжения;

· технологический процесс;

· производственные связи объекта;

· системы управления;

· подготовленность объекта к восстановлению производства[6]

Район расположения объекта изучается по карте (планам). Проводится анализ топографического расположения объекта: характер застройки территории, окружающей объект (структура, плотность, тип застройки); наличие на этой территории предприятий, которые могут служить источниками возникновения вторичных факторов поражения (гидроузлы, объекты химической промышленности и др.); естественные условия прилегающей местности (лесные массивы — источники возможных пожаров, рельеф местности); наличие дорог и т.д. Например, для предприятий, расположенных по берегам рек, ниже плотин, необходимо изучить возможность затопления, установить максимальные уровни затопления и время прихода волны прорыва.

Выясняются метеорологические условия района: количество осадков, направление господствующих среднего и приземных ветров, а также характер грунта и глубина залегания подпочвенных вод.

При изучении зданий и сооружений объекта дается характеристика зданиям основного и вспомогательного производства; зданиям, которые не будут участвовать в производстве основной продукции в случае войны. Устанавливаются основные особенности их конструкции, указываются технические данные, необходимые для расчетов уязвимости к воздействию ударной волны, светового излучения и возможных вторичных факторов поражения. А именно: конструкция, этажность, длина и высота, вид каркаса, стеновое заполнение, световые проемы, кровля, перекрытия; оценивается огнестойкость здания. Указывается количество рабочих и служащих, одновременно находящихся в здании (наибольшая работающая смена), наличие встроенных в здание и вблизи расположенных убежищ.

При оценке внутренней планировки территории объекта определяется влияние плотности и типа застройки на возможность возникновения и распространения пожаров, образования завалов входов в убежищах и проходов между зданиями. Особое внимание обращается на участки, где могут возникнуть вторичные факторы поражения. На территории объекта такими источниками являются: емкости с легковоспламеняющимися жидкостями и сильнодействующими ядовитыми веществами; склады взрывоопасных веществ и взрывоопасные технологические установки; технологические коммуникации, разрушение которых может вызвать пожары, взрывы и загазованность участка; склады легковоспламеняющихся материалов, аммиачные установки и др.

Изучение технологического процесса проводится с учетом специфики производства и изменений в производственном процессе на военное время (возможное изменение технологии, частичное прекращение производства, переключение на производству новой продукции и т. п.).

Исследуется способность существующего процесса производства в короткие сроки перейти на технологический процесс для выпуска новой продукции. Дается характеристика станочного и технологического оборудования. Определяется уникальное и особо важное оборудование. Оценивается насыщенность производства аппаратурой автоматического управления и контрольно-измерительными приборами.

Исследуется возможность автономной работы отдельных станков, участков технологического процесса (станочных групп, конвейеров и т.д.) и цехов объекта. Это позволите дальнейшем обоснованно подойти к определению необходимых запасов деталей, узлов и оборудования, а в ряде случаев предусмотреть необходимость изменения, в технологическом процессе в сторону его упрощения или повышения надежности наиболее уязвимых участков.

На предприятиях, связанных с применением значительных количеств сильнодействующих ядовитых и горючих веществ, устанавливается их количество; оцениваются токсические свойства, взрыво- и пожароопасность, надежность и безопасность их хранения. Определяется необходимый минимум запасов этих веществ, который может находиться на территории объекта, и место хранения остальной части в загородной зоне.

При анализе технологического процесса тщательно изучаются возможности безаварийной остановки производства по сигналу «ВТ».

Особое внимание уделяется исследованию систем энергоснабжения. Определяется зависимость работы объекта от внешних источников энергоснабжения, характеризуются внутренние источники; подсчитывается необходимый минимум электроэнергии, газа, воды, пара, сжатого воздуха и других видов энергоснабжения на военное время. Исследуются энергетические сети и коммуникации: наземные, подземные, проложенные по эстакадам, в траншеях, по грунту, по стенам зданий. Изучается обеспеченность объекта автоматическими устройствами, позволяющими при необходимости (сигнал «ВТ», аварии и др.) производить дистанционное отключение отдельных участков или всей системы данного вида энергоснабжения.

При рассмотрении системы водоснабжения обращается внимание на защиту сооружений и водозаборов на подземных источниках воды от радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения. Определяется надежность функционирования системы пожаротушения, возможность переключения систем водоснабжения с соблюдением санитарных правил.

Особое внимание уделяется изучению систем газоснабжения, поскольку газ из источника энергии может превратиться в весьма агрессивный вторичный поражающий фактор. Проверяется возможность автоматического отключения подачи газа на объект, в отдельные цеха и участки производства, соблюдение всех требований (инструкций, указаний и др.) по хранению и транспортировке газа. Жесткие требования предъявляются к надежности и безопасности функционирования систем и источников снабжения сильнодействующими ядовитыми веществами, кислородом, взрывоопасными и горючими веществами.

Исследование системы управления объектов производится на основе изучения состояния пунктов управления и узлов связи, надежности системы управления производством, надежности связи с загородной зоной, расстановки сил, обеспечения руководства производственной деятельностью объекта во всех подразделениях предприятия. Определяются также источники пополнения рабочей силы, анализируются возможности взаимозаменяемости руководящего состава объекта. Особое внимание уделяется изучению надежности системы оповещения.

При анализе системы материально-технического снабжения дается краткая характеристика этой системы в мирное время и возможных изменений в связи с переходом на выпуск новой продукции; устанавливается зависимость производства от поставщиков; выявляются наиболее важные поставки сырья, деталей и комплектующих изделий, без которых производство не может продолжаться. Оцениваются имеющиеся и планируемые запасы (количество, номенклатура) и возможные сроки продолжения работы без поставок, целесообразно исследовать возможные способы пополнения запасов до нормы, надежность их хранения и подвоза. Рассматриваются вопросы реализации готовой продукции, а также способы ее хранения.

Подготовка объекта к восстановлению производства определяется на основании изучения характера производства, сложности его оборудования, подготовленности персонала к восстановительным работам, запасов материалов, деталей и оборудования. Необходимо изучить также возможности строительных и ремонтных подразделений предприятия, а также возможности обслуживающих объект строительных и монтажных организаций. Следует рассмотреть производственную, строительно-монтажную и проектную документацию для проведения восстановительных работ и определить способы ее хранения.

Непосредственно восстановление производства при поражении объекта не входит в задачу гражданской обороны. Вместе с тем готовность объекта возобновить выпуск продукции является важным показателем устойчивости его работы, что обусловливает необходимость заблаговременной подготовки.

Данные, полученные при анализе вышеперечисленных факторов, используются при определении физической устойчивости элементов объекта, выявлении уязвимых участков объекта и оценке устойчивости его работы.[5]


Задача

Определить возможную степень поражения людей и степень разрушения сооружений от воздействия воздушной ударной волны, образовавшейся при взрыве пылевоздушной смеси на угольном складе, если: люди и сооружения находятся на расстоянии 100м от здания склада; масса угольной пыли 500 кг; удельная теплота взрыва смеси 32 МДж/кг. Оценить возможное число погибших при этом взрыве на местности с плотностью населения 2500 чел/км 2.

Количество погибших при взрыве можно оценить:


NПВС (1),


где NПВС — количество погибших,
ρ — плотность населения (тыс. чел/км2),
GПВС— тротиловый эквивалент взрыва пылевоздушной смеси.

Тротиловый эквивалент взрыва ПВС (GПВС) определяется по формуле:
(2)

где QVтр=4,52*106 Дж/кг — удельная теплота взрыва тринитротолуола (МДж/кг);
α = 0,5 коэффициент.

Избыточное давление во фронте ударной волны ΔPф (КПа)

(3),

Где G=β1*GПВС (4), где β1=0,6

Найдём тротиловый эквивалент по формуле (2)

Тогда возможное количество погибших равно:

Избыточное давление во фронте ударной волны найдём из выражения (3);
=9,69+4,06+1,38=15,13Кпа

Характеристика поражения людей и разрушения зданий и сооружений при взрыве дана в таблице:

Степень поражения людей ΔPф, КПа Степень разрушений зданий ΔPф, КПа
Крайне тяжёлая >100 Полная >50
Тяжёлая 60-100 Сильная 30-50
Средняя 40-60 Средняя 20-30
Слабая 20-40 Слабая 10-20

Приходим к выводу, что степень поражения людей — ниже слабой, так как ΔPф=15,13< 20-40 КПа, а степень разрушения зданий и сооружений — слабая.

Ответ:
NПВС
Степень поражения людей — ниже слабой;
Степень разрушения зданий и сооружений — слабая.


Список использованной литературы.

1. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации.

3. Басаков М.И. Охрана труда. Обеспечение прав работников. Сборник действующих нормативных материалов - Феникс, 2005

4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Государственные стандарты Российской Федерации - СПб.: Центр гражданской защиты, 2002.

5. Бондаренко А.Ф. Чрезвычайные ситуации и защита от них. - Москва, 1998 г.

6. Вахтин А.К. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий. - М.: Энергоатомиздат, 2006 г.

7. Смирнова О.В. Трудовое право – М.:Проспект, 2008 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: