Падение Западной Римской империи

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Особенно в тяжелом поло­жении оказалась Западная Римская империя. Ее сотрясали восста­ния, вторжения варварских племен. Сил для защиты границ не хватало. В 476 г. варвар Одоакр низложил последнего западно-рим­ского императора Ромула Августула, отослав царские регалии во­сточному императору.

№6«Религии древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций»

Под культурой понимают лее достижения люден, плоды их деятельности. Это и орудия труда, и умение работать ими. Это и все созданное человеком — поля, города, здания, скульптуры и картины, сказания, сказки и литературные произведения, песни и танцы. В понятие «культура» входят знания людей, их обычаи, привычки, представления об устройстве мира. Религия, наука, искусство являются важнейшими частями культуры.

Культура возникла с появлением человека. Однако культура первобытные людей отличается от культуры цивилизованных на­родов. Одним из важнейших различит является наличие письмен­ности, которая впервые появилась на Древнем Востоке. Шумер­ская и египетская системы письма возникли примерно одновре­менно. Они имели немало общего: знаки письменности передавали как отдельные слова, так и слоги, звуки. Учиться читать и писать приходилось много лет. Значительное влияние на развитие пись­менности оказал материал для письма — в Египте папирус, в Месопотамии — глина. Египетскую письменность назвали иерог­лифической, а шумерскую — клинописной. По примеру шумеров клинописное письмо возникло у многих других пародов Перед­ней Азии.

Китайская иероглифическая письменность стала основой для формирования письменности Японии, Корен.

Архитектурных памятников Древнего Востока ныне осталось очень немного. Па первом месте здесь, несомненно, находится ' Египет. Великие пирамиды но сих пор поражают своим величием и загадочностью. В Египте сохранились также многие дворцы, хра­мы, гробницы. В Луксоре (Фивы) находится громадный дворец Аменхотепа III. Здесь же расположены великолепные храмы с множеством колонн в виде пучков папируса. Поражают красотой и остатки архитектурных сооружений Месопотамии. Ворота боги­ни Иштар в Вавилоне высотой 12 м выложены синим глазурован­ным кирпичом и украшены изображениями животных.

Сохранились скульптурные изображения богов и людей (также больше всего в Египте). На стенах гробниц росписи и рельефы изображали сиены загробной жизни.

Египетские скульптуры и рельеф делались по определенным канонам. Например, лицо человека, локти и ноги изображались в профиль (сбоку), а глаза и плечи -- в фас (спереди) В древневосточных государствах зарождаются научные знания. Они неразрывно связаны с хозяйственной деятельностью. Например, земледельцы должны точно знать, когда начинать сеять, а когда убирать урожай. Для этого надо уметь считать время. Время же не­возможно считать без наблюдения за небесными телами Солн­цем. Луной, планетами и звездами. Так родилась астрономия — наука о небесных телах. В Месопотамии сохранились сотни клино­писных табличек с записями астрономических наблюдений. Жре­цы научились предсказывать затмения Солнца и Луны. Многие элементы СЧС1П времени, появившиеся в Древней Месопотамии, дожили до наших дней.

Еще одной наукой, хорошо известной древним, была медици­на. Здесь особенно преуспели египтяне. Благодаря изготовлению мумий было хорошо изучено строение человека. Предполагается, что в Египте существовали даже медицинские училища. Слави­лись и врачи Древнего Китая. Они открыли методы иглоукалывания. диеты, лечебной гимнастики.

Развитие древневосточных обществ вело к изменениям в сфере религиозных представлений. Зарождаются первые монотеистиче­ские религии, вызванные кардинальной перестройкой представле­нии человека о мире и своем месте в нем. Одна из попыток утверж­дения такой религии связана с деятельностью египетского фарао­на Эхнатона. Он приказал всем своим подданным помигать бога Солнца, которого называли Атоном. Однако утвердить в Египте единобожие не удалось. Лишь религия древних евреев — иудаизм долгое время являлась единственной монотеистической религией. Однако иудаизм. подобно большинству древних верований, ос­тался национальной религией.

Первой мировой религией стал буддизм, зародившийся в Ин­дии в VI—V вв. до н.э. Мировые религии распространи кис я среди разных народов. Некоторые ученые относят к мировым религиям и зороастризм, появившийся у древних индоевропейских народов Средней Азии и Ирана.

Огромную роль играли религиозные верования в истории Древ­ней Индии. Здесь произошла эволюция ведической религии древ­них ариев в брахманизм, а затем в индуизм.

Оригинальные религиозно-этические учения созданы в Древ­нем Китае. Великий китайский мудрец Конфуции (551 — 479гг. до н.э.) проповедовал строгий, освященный традицией иерар­хический порядок, составляющий основу жизни общества. Стар­ший современник Конфуция Лао Цзы стал создателем даосизма.

В I в. н.э. на востоке Римской империи возникло новое вероуче­ние — христианство. Оно сложилось как течение в иудаизме, но распространение его связано с глубоким кризисом прежних пред­ставлений о мире. Христианство признает лишь одного Бога, ко­торый является абсолютным властелином и творцом мира. Этот Бог отделен от мира и от человека. Сам человек создан по образу и подобию Бога и является венцом остального мира. Христианство стало мировой религией. В отличие от иудаизма оно обещало спасение всем людям независимо от национальности и социального происхождения.

Первоначально христианство было верой бедняков, рабов. Рим­ские власти преследовали христиан. Однако их ряды росли. Они объединялись в общины во главе с епископами. Объединение всех общин называлось христианской церковью. Этим же словом обо­значали храмы христиан. Ко второй половине III в. христианство превратилось в мощную силу, христиан было много среди вои­нов, крещение принимали и состоятельные люди, чиновники. В конце IV в. христианство стало государственной религией Рим­ской империи.

№7«Буддизм на востоке в средние века»

Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских проповедников еще в III веке до н. э., однако они не могут считаться достоверными.

Первыми распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому шёлковому пути из центральноазиатских государств. Монахи-миссионеры, вначале из Центральной Азии, а позднее — из Индии, появляются в Китае до II-III веков.

Уже к середине II века с буддизмом знакомится императорский двор, о чём свидетельствуют жертвоприношения Лао-цзы (основателю даосизма) и Будде, совершенные императором Хуань-ди в 165. По преданию, первые буддийские сутры были привезены на белой лошади в Лоян, столицу империи Восточная Хань, в царствование императора Мин-ди(58-76); здесь же позднее появился первый в Китае буддийский монастырь — Байма-сы (Храм Белой лошади).

В конце I века зарегистрирована деятельность буддистов ещё в одном городе восточноханьской империи — Пэнчэне. В начале II века была составлена «Сутра 42 статей» — первая попытка изложения на китайском языке основ буддийского учения.

№8«Арабо-мусульманская цивилизация»

Арабский Восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше – ниже», а объективно, без предвзятостей. Арабы (степняки, кочевники, пустынники) издревле населяли западную часть Аравийского полуострова (Йемен и Хиджад). Уже в начале I тыс. до н.э. здесь, в плодородных оазисах, существовала развитая земледельческая культура. В пустынных районах преобладало скотоводство – разведение овец, лошадей, верблюдов. Успешно осваивали арабы и морские просторы. Вначале они совершали каботажные плавания в Африку и Западную Индию, где уже в VII в. до н.э. основали торговые фактории. Во II в. до н.э. арабы неоднократно посещали Китай, поставляя на родину и в страны Запада фарфор, мускат, шелк и другие товары. Социально-экономическое и культурное процветание арабов было нарушено в начале VI в. н.э., когда Йемен попал под власть Эфиопии, а затем – Персии. Результатом завоевательной политики персов была прокладка новых торговых путей из Индии в Европу через Иран. Поэтому города Южной Аравии оказались не у дел. В сельском хозяйстве также возникли проблемы, связанные с разрушением ирригационных (оросительных) систем. Ситуация была осложнена обострившимися межплеменными столкновениями, участившимися разбойничьими нападениями на торговые караваны, хозяйства земледельцев и скотоводов. Таким образом, в начале VII в. Юг Аравии переживал острейший социально-экономический кризис, под вопрос ставилось само существование арабов как цивилизованного народа. Многим казалось, что выправить ситуацию может только чудо. И оно случилось – в 570 г. в Мекке, в знатной, но обедневшей семье родился необычный мальчик – Мухаммед. Он объявил, что истинным Богом является Аллах. Вера в Аллаха поможет людям избавиться от беспокоящих их проблем – бедности, межплеменных усобиц, объединит арабов в борьбе с «неверными» за возрождение былого процветания. Новая монотеистическая религия получила название – «ислам» или «мусульманство» (оба слова по-арабски означают покорность, преданность).

Опираясь на своих единоверцев, Мухаммед вскоре подчинил своему влиянию Мекку и весь Аравийский полуостров. Здесь сложилось единое арабское государство с теократической (религиозной) формой правления – халифат. После смерти Мухаммеда (632) арабские племена, объединившиеся под знаменем ислама, вышли за пределы Аравии. К началу VIII в. они подчинили себе все побережье Северной Африки (Магриб), юг Пиренейского полуострова (Испанию), Среднюю Азию, Закавказье, Северо-Западную Индию и Ближний Восток. Во всем этом регионе сложился единый тип цивилизации, основанный на религии ислама и арабо-мусульманской культуре, получил распространение язык межнационального общения и вероисповедания – арабский.

№9«становление западноевропейской средневековой цивилизации»

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы.

Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестантство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

· раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

· классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;

· позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.

№11«китайско-конфуцианская цивилизация в средние века»

Китайско-конфуцианская цивилизация распространила свое влияние на страны Восточной Азии. Древняя цивилизация достигла невиданных успехов в земледелии и ремесле, культуре и государственной жизни.

Духовную основу цивилизации составило учение Конфуция (551-479 гг. Н.э.), которое иногда называют «религией порядке». В средние века учение Конфуция было переработано его последователями и приспособлено к потребностям китайского государства. От человека требовалось четко придерживаться раз и навсегда установленных правил. «Китайские церемонии» (правила поведения) строго регламентировали все сферы жизни человека и общества. У китайца воспитывали чувство долга, которое преобладало над всеми остальными. Особое место занимали соблюдение традиций, почитание предков, уважение и поклонение старшим по возрасту и положению в обществе.

Издавна в стране утвердилось представление о превосходстве Китая и китайцев над всем остальным миром. Именно поэтому китайцы называли свою империю «Поднебесной», т.е. стоящей выше всех других под священными Небесами. «Сын Неба» - китайский император - приходится отец всех живущих на Земле, а они его подданными. Государство должно немалое влияние на все сферы жизни людей, покоряла себе все формы человеческой деятельности. При этом военное дело считалась занятием, недостойным образованных людей, а торговля воспринималась как досадная необходимость и неизбежное зло.

Имея неслыханные богатства и возможности в освоении мира, Китай оказался пассивным участником основных событий мировой истории в Новое время.

№12«Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации»

Классическое Средневековье в Европе '. — XIII вв.) являлось временем расцвета феодализма. Слово «фе­одализм» происходит от слова «феод» — наследственное земель­ное владение за службу. Человек, получавший феод, был васса­лом (слугой) того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, являлся сеньором (старшим). И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей

его феода.

К Х—XI ни. в Европе почти вся земля оказалась поделен ной на феоды. В то время так и говорили: «Нет земли без сеньора». Все феодалы стали фактически независимыми правителями в своих владениях. Однако между феодалами сохранялась связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь изобража­ют в виде так называемой «феодальной лестницы». На ее верхней ступени находился король или император — верховный владелец всех земель и верховный сеньор б государстве. Считалось, что ко­роль раздавал большие области споим вассалам — князьям, герцогам, графам. Те. в свою очередь, выделяли отдельные части своих княжеств, герцогств и графств собственным вассалам — баронам. У баронов тоже 61,1:111 вассалы — рыцари. Слово «рыцарь» в переводе с немецкого означает всадник, кавалерист. В качестве феода рыцари получали имение — деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень «феодальной лестницы».

Существовало правило: "Вассал моего вассала — не мой вас­сал». Это означало, что вассал служил только своему непосред­ственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона — вассала герцоги, а герцог — простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была тогда очень слабой.

Сеньор давал вассалу землю, помогал ему и защищал от вра­гов. Вассал по призыву господина становился в ряды его войска. Как правило, военная служба была для вассала обязательной в течение 40 дней в году. За остальные дни. проведенные и седле, он получало! сеньора особу к> плату. В определенных случаях вас­сал также дарил подарки сеньору, выкупал его из плена и т.д. Феод после смерти владельца наследовал его старший сын.

№14«Народы и племена Востной европы в древности»

Древнейшими среди племен Восточной Европы были киммерийцы - кочевники, жившие в начале раннего железного века (IX-V1II вв. до н.э.) в степях Северного Причерноморья.

К началу VII в. до н.э. киммерийцы были вытеснены со своей территории скифами и отступили через Кавказ, опустошив Анатолию, Фригию, Лидию и греческие города на побережье. [Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Гунны. Славяне. Тюркский каганат]

№15«Восточные славяне в VII-VIII вв.»

В 6 веке славяне были известны под двумя именами – «склавины» и «анты». Современники указывали, что склавины и анты происходят от одного корня «венедов». Имя «венеды» или «венеты» вначале было названием конгломерата разноязычных племен, а в дальнейшем (примерно к рубежу нашей эры) это наименование сохранилось за западнославянскими племенами. Подтверждением этому может служить то, что у древних писателей (Тацита, Плиния) именем венедов называются славянские племена.

В 6 веке племя венедов разделилось на два народа: склавинов, живших от верховьев Вислы на восток до Днепра (в последствии – западные славяне), и антов (восточные славяне), которые жили восточней Днепра до Азовского моря. Вот что писал о склавинах византийский писатель Маврикий: «Племена славян и антов ведут одинаковый образ жизни, у них одни нравы, любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы, легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и пище… Взятые в плен не обращаются у них навсегда в рабство, как у других народов» Основным занятием восточных славян было земледелие.

№16«Рождение киевской Руси»

В IX в. складывается первое государство восточных славян — Русь. Историки Называют это государство Древней или Киевской Русью (по имени 1:$е столицы), а восточных славян периода существования Руси — древнерусской народностью.

Восточные славяне заселили лесные и лесостепные зоны по.„берегам реки Днепр и его притоков, в верховьях Западной Двины. Волги, Оки. Здесь славяне довольно быстро смешались с малочисленными и находившимися на более низкой ступени развития

финно-угорскими и болгарскими племенами. Славяне издавна вели оседлый образ жизни, а главным их за­являлось земледелие. Первоначально у восточных славян Преобладало подсечно-огневое земледелие, связанное с совместным Трудом всех членов общины и дававшее сравнительно хорошие урожаи. Высокого уровня достигло у ряда племен ремесло, в том Числе изготовление изделий из железа.

№17«Крещение Руси»

Главные события правления Владимира связа­ны с Крещением Руси.

Несмотря на го что в Киеве хорошо было известно христиан­ство, а многие жители уже крестились, на Руси продолжало господствовать язычество, сохранившееся с до государстве иных вре­ден. Владимир пытался приспособить язычество для нужд единого государства. В 980 г. он повелел поставить на княжеском дворе в Киеве идолов шести главных богов во главе с богом молнии и войны Перуном, покровителем дружинников. Однако отдельные земли Руси продолжали поклоняться своим богам.

Стремясь укрепить единство страны, Владимир пришел к мысли:о принятии монотеистической религии. Как повествует летопись, князь выслушал проповедников ислама, иудаизма, западного (рим­ского) и восточного (византийского) христианства. Он остано­вил свой выбор на последнем.

№18«Русь и её соседи в XI-начале XII вв.»

Соседи.
1) Хазары, Хазарский каганат, 6-10 века н.ж. Нижняя Волга и Сев.Кавказ.

2)Болгары, Волжко-Камская Болгария, возникло в 10 веке, до 13 века н.э.

3)Византийская Империя.

4)Викинги, варяги

№19 в тетради таблица7

№20 в тетради монголы и русь

№21«Русь на пути к возрождению»

Первые признаки подъема хозяйства на северо-востоке Руси на­метились в конце XIII в. По мере разрушения равенства в ордын­ском обществе падает военная сила и воинственность Золотой Орды. На Руси создаются условия для восстановления городов и разви­тия сельского хозяйства. Происходит освоение новых территорий. Расширяются торговые и прочие связи между отдельными рус­скими землями. Начинают складываться некоторые экономичес­кие предпосылки для объединения этих земель.

Главное же, что заставляло различные слои населения поддер­живать объединительные тенденции, заключалось в стремлении к освобождению от ордынского ига. Опыт столкновений с Ордой показывал: только подчинение всех сил единому центру может принести успех. Таким центром могла стать только сильная кня­жеская власть.

В качестве важных предпосылок к объединению выступали па­мять о былом едином государстве Русь, Общая культура и вера, церковная организация во главе с митрополитом всея Руси. С правления Ива­на Калиты начинается новый этап истории Руси — этап собира­ния земель.

№22«От Руси к России»

Конец 15 в. историки определяют как переход от средневековья к Новому времени. Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана 3 (1462-1505) и Василия 3 (1505-1533). При Иване 3 было окончательно свергнуто независимое золотоордынское иго. При нем в отношении нашего государства стали использовать термин Россия.

№23«Россия в царствование Ивана Грозного»

С 1549 года Иван IV осуществил ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу, Губную реформу, провел преобразования в армии. В 1550 году был принят новый судебник, который ужесточил правила перехода крестьян (размер пожилого был увеличен). В 1549 году был созван первый Земский собор. В 1555—1556 Иван IV отменил кормления и принялУложение о службе[32].При Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. В 1551 г. в 37 верстах от Казани была построена крепость Свияжск. В 1552 г. в поход выступило стотысячное войско. Крымский хан попытался оказать Казани помощь, но был разбит у Тулы. 20 августа началась осада Казани. 1 октября под стены города был сделан подкоп, в него заложили порох. Стена была взорвана, и русское войско 2 октября 1552 г. ворвалось в Казань.В 1556 г. была присоединена Астрахань

№24«Смута в России начала XVII в.»

В начале ХVП в. в России произошли события, вошедшие в историю под названием Смутного времени. Это был глу­бочайший кризис, охвативший все стороны жизни общества и поставивший под вопрос самосуществование Русского государства.

Смута имела многие причины. События этого периода можно назвать и случайными, и закономерными, потому что другого такого сочетания неблагоприятных обстоятельств в нашей истории трудно вспомнить. Смерть Ивана Грозного, приход к власти Годунова, «запятнавшего» себя связями с опричниной. Династические потрясения совпадают с чередой неурожайных лет, которые ввергли итак ослабленную Ливонской войной и опричниной страну в хаос голодных бунтов, что тоже было одной из причин смуты. Любые попытки Годунова спасти положение бесполезны, вдобавок, вокруг него складывается ореол убийцы царевича Дмитрия, и никакие объяснения и расследования не могут оправдать его в глазах общества. Низкий авторитет царя и правительства, бедственное положение народа, голод, слухи – все это закономерно приводит к появлению самозванчества. Доведенные до крайности люди, охотно становятся под знамена тех, кто обещает улучшить их состояние.

№25«Россия в середине и второй половине XVII в.»

В 1648 г. в Речи Посполитой вспыхнуло национально-освободительное восстание против польско-католического гнета.

В 1648 -1649 гг. восставшие одержали крупные победы над польскими войсками.

В 1653 г. Земский собор постановил принять в подданство Богдана Хмельницкого и Малороссию

В 1654 г.началась русско-польская война.

В 1655 г. захватили Минск и Вильно.

В мае 1656 г. Россия начала войну со Швецией.

В 1658 г. русскому правительству пришлось пойти на заключение перемирия со Швецией, так как во­зобновилась война в Польше.

В 1661 г. был заключен мир со Швецией на условиях сохранения старых границ.

В 1672 г. Османская империя захватила у Польши Украину.

В 1677 г. начались активные боевые действия между Россией и Турцией.

В 1681 г. в Бахчи­сарае был заключен договор о перемирии на 20 лет.

В 1686 г. между Россией и Польшей был подписан «вечный мир», подтвердивший переход к России Левобережной Украины и Киева.

№26«Русская культура в XIII-XVII вв.»

1. Устное народное творчество:
- новые легенды

- складывается жанр поэтических исторических песен,

2. Летописание.
- используется бумага, а также пергамент и береста;
- вместо «устава» появляется «полуустав» с 15 в. появляется скоропись;
- центры летописания: Москва с 1325 г.
- в 1408 г. составлен общерусский летописный свод

- в 1479 г. создан Московский летописный свод

- появление хронографов в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.
3. Исторические повести, героический эпос.
- во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского
- исторические повести
- составлены жизнеописания церковных деятелей Руси;
4. Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились еретики, Стригольники
5. Архитектура:
- возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове
Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.
- строительство Московского кремля и его соборов
- первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв.
6. Живопись:
- в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек (Византия) При работе художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими.
- Андрей Рублев – 14-15 вв.
Русская культура 16 века.
- определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: