Зорождение ассоциативной пс.в Англии 18в.(Гартли,Беркли)

Теория Давида Гартли (1705-1757) принадлежит к классическому периоду в развитии ассоцианизма. Целью теории Гартли было установить точные законы поведения людей и на основе этого знания научиться управлять ими, создав твердые морально-этические и религиозные убеждения, для того чтобы создать идеальное общество. Учение о психике основано на ньютоновском понимании человека: психика есть продукт активности организма как машины, работающей на основе взаимодействий с вибрациями внешней среды. Существует поэтапная схема работы организма, где ключевым понятием является вибрация. В психике выделяются два круга вибраций - большой и малый. Работа большого круга вибрации: вибрации в окружающей среде приводят в движение нервы, по которым вызываются вибрации в мозговом веществе, а они, в свою очередь, передаются в мышцы. Параллельно с этим в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические «спутники» вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона ассоциаций. Психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов через формирование ассоциаций во времени. Функцией большого круга вибрации является регулирование поведения. Между вибрациями большого и малого кругов существует тесная взаимосвязь: вибрации большого круга вызывают вибрации в малом, оставляя там следы разной силы, и чем сильнее след от вибрации, тем лучше человек их помнит. В психике существуют неосознаваемые представления и идеи, т. е. границы сферы душевной жизни расширились и включают в себя не только сознательные идеи и представления, но и бессознательные следы и образы. Объектом объяснения является поведение целостного организма, а не его отдельных органов или частей.

Душевная жизнь человека строится через механизм ассоциации на основе трех простейших элементов:

1) ощущений, формирующихся на основе вибрации органов чувств;

2) представлений (идеи ощущений), основанных на вибрации следов предмета в малом круге, происходящих в отсутствие самого предмета;

3} чувств, отражающих силу вибрации.

Понятие сознания у Джорджа Беркли

Джордж Беркли (1685-1753), также как и Локк, ориентировался в своих трудах на Ньютоновы представления, но стремился доказать производность физического пространства от сознания. Сознание есть то, что человек воспринимает. При объяснении факта того, что разные люди одинаково воспринимают некоторые внешние объекты, используется категория особого божественного сознания, которым обладают все люди, и именно оно дает одинаковое представление о каком-либо объекте разным людям. Источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт, который состоит из непосредственно испытываемых субъектом ощущений - зрительных, двигательных, мышечных, осязательных. Например, пространственные характеристики вещей человек оценивает с помощью мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения глазных мышц. Реальность, постигаемая посредством ощущений, отождествлялась с самими этими ощущениями. Свою теорию познания, изложенную в книге «Опыт новой теории зрения» (1709), Беркли назвал теорией зрительного восприятия пространства. Согласно этой теории Беркли представлял зрительное восприятие как комбинацию зрительных и осязательных ощущений, происходящих от движений глазных мышц. Беркли считал зрение языком осязания и

тем самым подчеркивал его знаковый характер. В своем конкретно-психологическом анализе зрительного восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав, в частности, на участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства (при двухмерности образа на сетчатке).Анализ чувственных признаков, участвующих в построении образа вещи, ее формы, движения и т. д., затрагивал мало изученные в прежних теориях особенности восприятия, но этот анализ служил у Беркли основанием его субъективно-идеалистической доктрины о том, что сознание есть то, что попадает туда посредством восприятия. Благодаря работам Ф.Бэкона, Р.Декарта и других ученых к XVIII в. была доказана необходимость построения объективной науки, независимой от веры и построенной на разуме. Особенно значимым для психологии было появление в середине XVIII в. первой собственно психологической школы - ассоцианизма, что способствовало выделению психологии в самостоятельную, а затем в экспериментальную науку.

важным моментом в развитии психологии XVIII в. стало появление первых концепций, связывающих психику с культурной или географической средой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: