.В ноябре 1906 был издан указ, дававший возможность каждому крестьянину требовать выделения и закрепления в личную собственность земельного надела в вытекающим отсюда правом продавать его, закладывать и т.д. Столыпин не хотел наступления той реакции, которая сейчас связывается с его именем. Он сделал все, что мог для подавления революции. Но после ее окончания он рассчитывал на длительный период эволюционного развития. Под руководством Столыпина была составлена программа реформ, включавшая в себя переустройство местного самоуправления и суда, введение социального страхования для рабочих, распространение земских учреждений на окраины страны, вероисповедные реформы, переход к всеобщему начальному образованию. В своей совокупности они имели бы большее значение, чем аграрная реформа. Осуществилось из этих реформ немногое: страхование от несчастных случаев, реформа местного суда, кроме того, ввели земство в некоторых регионах. Все остальные реформы еще при жизни Столыпина застряли в Государственном совете - верхней палате российского парламента, а после его смерти они были провалены. Сразу же после окончания революции 1905-1907 годов события приняли совсем не тот оборот, на который рассчитывал Столыпин. Революция разоблачила царский строй, оттолкнула от него почти все классы. И только класс помещиков в своем огромном большинстве оставался на стороне правящего режима, только на него этот режим мог с уверенностью опереться. Соответственно возросла зависимость правительства от настроений помещиков. А последние быстро опомнились от страха и решили, что жизнь вошла в прежнюю колею и ничего не нужно в ней менять. Именно помещики развернули шумную кампанию против местных реформ, увидев в них покушение на свои вековые привилегии. Бюрократы старого закала тоже не были довольны столыпинскими нововведениями. С другой стороны, в придворных верхах укрепились реставраторские настроения, разрабатывались разные проекты, имевшие целью ликвидацию Думы, а Столыпин считал, что они обернутся "злостной провокацией и началом новой революции". Клерикалы были недовольны столыпинской политикой веротерпимости и с подозрением относились к проекту введения всеобщего начального образования, ибо в нем упор делался на развитие светской школы. Наконец, и сам царь начинал тяготиться Столыпиным, считая, что он узурпирует его власть. Против Столыпина создалась мощная коалиция. Это классический пример того, как официальное правительство захлестывает реакционная волна.
27. Политические партии в России к началу 20 века. С воцарением Николая 2 оживилось либеральное движение. Интеллигенция, ненавидевшая царизм, мечтала о конституции. Расширялось рабочее движение, в 1902 вспыхнули крестьянские волнения. Возникли первые революционные партии – социал-революционеров (эсеры), социал-демократов (РСДРП) в 1902 расколовшихся на большевиков (Ленин) и меньшевиков (Плеханов), революционные партии на Украине, в Белоруссии, Закавказье.
28.Опыт российского парламентаризма: Государственная Дума в 1905–1917 гг. Манифест 17 октября объявил об обещании царя ввести новые принципы в государственное устройство и в общественную жизнь страны. Реализация такого обещания потребовала принятия целой се рии соответствующих законов. Их подготовка стала главной заботой правительства С. Ю. Витте в течение последующих нескольких месяцев. Поскольку объявление о созыве Государственной думы состоялось, постольку потребовалось срочно разработать избирательный закон. 11 декабря 1905 г. первый в истории России закон о выборах в высшее законодательное учреждение был подписан Николаем II. Закон устанавливал, что в выборах депутатов должны принимать участие все сословия российского общества. Но равенства избирателей закон не устанавливал. Предусматривалось, что процедура избрания должна проходить по отдельным избирательным категориям, или куриям, примерно так же, как уже несколько десятилетий избирались гласные земств. Только к трем прежним куриям (частных землевладельцев, городских собственников и крестьян) добавлялась четвертая, рабочая - для крупных промышленных центров. Закон устанавливал, что самое большое представительство должно быть у крестьянской курии - 43 % всех депутатских мандатов. От дворянской курии должно было избираться 32 % депутатов, от городских избирателей - 22 %, а от рабочей курии - 3 %. С одной стороны, закон не позволял растворить в массе избирателей голоса имущих сословий, а с другой - он делал очевидную ставку на крестьянство. В правительстве тогда все еще продолжало бытовать мнение, что крестьяне в большинстве своем сохраняют верность престолу и могут сыграть роль опоры в борьбе против левой интеллигентской оппозиции. Развитие политических событий очень скоро опровергло такие расчеты. Весной 1906 г. прошли выборы, и 27 апреля начались заседания I Государственной думы. Но вместо положенных по закону пяти лет дума проработала всего 72 дня и 9 июля того же года была распущена. Главная причина быстрого роспуска заключалась в том, что ни дума, ни правительство не проявили желания сотрудничать. В думе, полный состав которой насчитывал 524 депутата, самую большую фракцию составили кадеты. У них было более 150 мест. Значительное число голосов (более 100) получила фракция трудовиков. Так назвали себя депутаты, занявшие платформу, близкую к эсерам. Значительная часть беспартийных депутатов также склонялась к левой или леволибераль-ной позиции. Большинство думы сразу же предъявило правительству жесткие требования: признать верховенство законодательной власти над властью исполнительной и передать думе право формирования кабинета, проведение всеобщей политической амнистии, в том числе и для участников террористических акций, проведение аграрных реформ, включающих перераспределение земельной собственности в пользу крестьянства. Правительство, которое к открытию думы возглавил откровенный консерватор И. Л. Горемыкин, со своей стороны смотрело на народных избранников с большим подозрением. Сам премьер считал создание думы политическим недоразумением и ни на какие компромиссы идти не желал. В конце концов Николай II счел открытое противостояние двух ветвей власти опасным и по совету министра внутренних дел П. А. Столыпина издал указ о роспуске и проведении выборов во II Думу. Одновременно был отправлен в отставку И. Л. Горемыкин, а пост Председателя Совета министров был поручен П. А. Столыпину с сохранением за ним ключевой должности министра внутренних дел. Большая часть депутатов от кадетов от трудовиков объявила роспуск думы преступной акцией правительства и на совещании в Выборге обратилась к народу с призывом о гражданском неповиновении, включая отказ от уплаты налогов и уклонение от призыва на военную службу. Но выборгское воззвание большого влияния на ход событий не оказало, массы народа большого сожаления о роспуске думы не выражали. Вторая Государственная дума, заседания которой открылись 20 февраля 1907 г., оказалась еще более левой, чем первая. В выборах на сей раз приняли участие все революционные партии. Кроме того на настроении избирателей сказался роспуск Первой думы, а также надежды крестьянства на получение дополнительных земельных наделов. В итоге самую большую фракцию теперь представляли трудовики (вместе с сочувствующими у них было почти 160 мест), требовавшие немедленной национализации всех частных земельных владений. Еще 65 мандатов получили социал-демократы. Таким образом, число депутатов, поддерживавших социалистические взгляды, приблизилось к 230, что составляло почти половину всего состава Думы. Представительство кадетов несколько уменьшилось; у них осталось около 100 мандатов. Такой состав не сулил никаких перспектив на сотрудничество с правительством. И хотя П. А. Столыпин на сей раз представил Думе обширную программу законодательных инициатив, большинство депутатов ни о каком сотрудничестве не помышляло. Убедившись, что конструктивного сотрудничества достичь не удастся, премьер предложил царю распустить и вторую Думу, а при избрании состава третьей существенно изменить избирательный закон в пользу «ответственной» части общества. Поскольку по «Основным законам» император не имел права на самостоятельное изменение избирательных правил, постольку предложение П. А. Столыпина содержало призыв к нарушению только что установленного государственного порядка. По логике главы правительства политическая целесообразность должна была взять верх над формальной законностью. В противном случае, полагал он, расшатывание государственного организма может принять очень опасный оборот. Сначала, убеждал П. А. Столыпин, необходимо добиться умиротворения страны и только потом следует проводить абсолютно необходимые реформы. В плохо управляемом государстве, утверждал он, начинать преобразования нельзя, они могут иметь разрушительные последствия. 3 июня 1907 г. Николай II подписал указ о роспуске II Думы. Одновременно объявлялось о созыве третьей Государственной думы, но по новому избирательному закону Избирательное право перераспределялось в пользу граждан, обладавших имущественным и образовательным цензами. П. А. Столыпин полагал, что широкие массы народа еще не обладают необходимой политической культурой, не могут сделать сознательного и правильного выбора. Поэтому представительство от крестьянской курии сокращалось почти в два раза. Сильно уменьшалось число депутатов от рабочих и от национальных меньшинств. В итоге правительству удалось получить благоприятные для себя результаты. Большинство мест в III Государственной думе, получили правые либералы (октябристы), а также правомонархиче-ские фракции. Кадеты сохранили за собой около 100 мест, но поме шать законотворческой работе они уже не могли. Третья дума отработала весь пятилетний срок и приняла почти 2000 законов.События 3 июня 1907 г. подвели итоги первой русской революции. По характеру своему это была демократическая революция, закончившаяся введением в России начал конституционного строя, основ многопартийности и гражданских (хотя еще и весьма ограниченных) свобод. Движущими силами революции были крестьянство, рабочий класс и демократическая интеллигенция. Наряду с этим, левые социалистические силы считали, что революция окончилась поражением, так как она не ликвидировала монархию и не уничтожила частную собственность на средства производства.