Биогенетический подход к формированию и развитию личности

Введение

Личность – это некая гипотетическая сущность, которая не может быть

оторвана от межличностных ситуаций, и межличностное поведение являет все, что может быть рассмотрено как личность. Следовательно, полагает Салливан, не имеет смысла в качестве объекта исследования рассматривать индивида, поскольку тот не может существовать - и не существует - отдельно от взаимоотношений с другими людьми. Ребенок с первого дня жизни является частью межличностной ситуации и на протяжении остальной жизни остается в составе социального поля. Даже отшельник уносит с собой в дикую природу воспоминания о прошлых межличностных отношениях, и они продолжают влиять на его мышление и поведение. [9.]

Актуальность: Данная тема представляет практический интерес поскольку, изучение личности позволяет получить ответ на вопрос: как и почему люди настолько отличаются друг от друга и почему они ведут себя так, а не иначе? Влияние социальной среды на становление личности является важным моментом, ибо личность не создаёт сама себя, её создаёт общество: родители, школьный класс, коллеги по работе, группа друзей. От качества группы, в которой оказывается индивид, зависит и развитие его личности, её становление.

Предмет. Предметом исследования данной работы является становление личности в социальной среде, адаптация и социализация.

Объект. Адаптация изучает личность в группе, социуме. Она исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. С этой точки зрения объектом исследования является человек среди людей [1].

Цель. Используя научную литературу проанализировать каким образом происходит становление личности в рамках взаимодействия индивида с социальной средой.

Задачи:

1. Рассмотреть разные подходы к формированию и развитию личности.

2. Рассмотреть этапы развития личности

3. Рассмотреть влияние социализации и адаптации на становление личности.

4. Изучить теоретические подходы к исследованию в области становления личности.

Глава I

Движущие силы и условия формирования и развития личности.

Биогенетический подход к формированию и развитию личности.

К числу вечных вопросов в науке относится проблема соотношения биологического и социального в человеке. В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: отношение наследственности и среды, субъективных и объективных факторов развития личности; степень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; соотношение общественного и индивидуального в поступках личности и её восприятии мира. Эта проблема является одной из основных проблем в психологии личности.

Концепции «среды» рассматривают человека с точки зрения того, что он представляет собой продукт взаимодействия на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье. Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в обществе разные социальные роли. У людей разных культур - разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа этих «внешних» факторов вряд ли удастся предсказать поведение человека. В сфере этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды».

Концепции «наследственности» объясняют поведение и развитие личности врожденными задатками, конституцией человека и его генотипом. Сторонники этого подхода утверждают, что какой бы пагубной не была «среда», настоящие таланты пробивают себе дорогу, их задатки могут прорасти в любых, даже неблагоприятных внешних условиях.

Представители биогенетического подхода отдают приоритет природ е как источнику и движущей силе развития человека. Основной детерминантой развития - они признают наследственность. Развитие понимается не как возникновение качественно нового, а как проявление уже предшествующих задатков. Сторонники этого подхода делают акцент на эндогенных (внутренних) причинах психического развития. Аргумент сторонников данного подхода, в родословной И.С. Баха было ещё несколько десятков музыкантов. По их мнению – это яркий пример передачи задатков музыкальных способностей из одного поколения в другое.

Одной из первых биогенетических теорий была концепция рекапитуляции С. Холла. Он считал, чторебенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Онсформулировал закон послеутробного развития – онтогенез есть краткое повторение историиразвития человеческого общества. Холл опирался на закон, сформулированный в отношенииэмбриона Э.Геккелем и И.Мюллером: в ходе внутриутробного развития животное или человекповторяет те стадии, которые проходит данный вид в онтогенезе.С. Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития отодноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.По Холлу игра ребенка – это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарныхи бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывнодвигает своим хвостом, чтобы он отвалился. Холл считал, что развитие рисунка ребенка, отражаетте стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.

А. Гезелл и Л. Термен для объяснения возрастных изменений основной упор делали такжена роль наследственности. Гезелл рассматривал социальное развитие ребенка как простуюразновидность биологического развития, как приспособление ребенка в своей среде. Используялонгитюдный метод(изучение психического развития одних и тех те детей от рождения доподросткового возраста), он ограничивался количественным изучением срезов психическогоразвития. Он сводил развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируякачественные преобразования при переходе от одной ступени развития к другой. Подчеркивалзависимость развития лишь от созревания организма. Он рассматривал социальное развитиеребенка как простую разновидность биологического, приспособление ребенка к своей среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: