Модели социальной ответственности

«Социальная ответственность» – это концепция, которая обосновывает, что индивид, группа индивидов, организация (а чаще всего говорят именно о социальной ответственности бизнеса) не только несет ответственность за соблюдение законов и производства качественного продукта или услуги, но и добровольно берет на себя обязательства перед обществом, работает на улучшение качества жизни людей. Это добровольный отклик на социальные проблемы общества.

Существуют 3 взгляда на социальную ответственность бизнеса

1) теория корпоративного эгоизма, подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса - увеличение прибыли для своих акционеров.

2) теория корпоративного альтруизма – обосновывает, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни.

3) теория «разумного эгоизма», согласно которой социальная ответственность бизнеса - это долгосрочное вложение. Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Ведет к повышению репутации компании и преданности к торговой марке.

В настоящее время наиболее распространены две модели социальной ответственности: американская и европейская.

1) Для США характерно минимальное вторжение государства в частный сектор. Несмотря на это, Америка известна традициями систематического участия бизнеса и/или его представителей в финансировании самых разнообразных некоммерческих проектов. Компания делится частью прибыли, вкладывая ее в общественно-полезные инициативы. Всем известно, что в Америке профессиональное образование спонсируется частным сектором. С точки зрения инвестора благотворительная деятельность свидетельствует о социальной устойчивости компании, что при прочих равных условиях делает ее более привлекательной для вложений. Ответственное перед обществом поведение корпораций поощряется соответствующими налоговыми льготами.

2) Европейская модель. Можно охарактеризовать наличием государственного регулирования данной сферы. Во многих странах законодательно закреплены обязательное медицинское страхование и охрана здоровья работников, пенсионное регулирование. Социальная ответственность по - европейски - это включение социальной деятельности в общую стратегию создания добавленной стоимости компании. Все финансируемые мероприятия в рамках такой модели работают на максимизацию прибыли. Наиболее распространенными объектами инвестиций являются: развитие персонала компании, вклад в развитие муниципальных образований, где расположены производственные мощности компаний, природоохранная деятельность, развитие науки, образования и технологий.

В контексте концепции социальной ответственности бизнеса появился термин «тройная планка», обозначающий сбалансированную систему показателей компании в трех взаимосвязанных аспектах – обеспечение доходности бизнеса, забота об окружающей среде и социальные программы.

3) Россия
1991-1998 гг. – реструктуризация социальной инфраструктуры компаний в ходе приватизации. «Дикая» благотворительность стала первой стадией в развитии социальной ответственности компаний в России. В это время финансовая поддержка нуждающимся, как правило, оказывалась из «черной кассы». Одним из основных факторов для принятия решений об оказании помощи был эмоциональный.

1999 - 2001 гг. - постепенный переход от разовой помощи физическим лицам и организациям к финансированию целенаправленных программ; формирование представлений о корпоративной социальной ответственности в деловой среде и обществе в целом.
С 2002 г. по настоящее время – начало институционализации корпоративной филантропии, выделение корпоративных и частных фондов, привлечение некоммерческих организаций к реализации корпоративных программ, профессионализация; активные дискуссии по вопросам социальной ответственности.

Социологическая модель социальной ответственности. Здесь можно выделить 4 квадрата. Левые – социальная ответственность, детерминируемая совестью (ответственность как благотворительность). Правые – формальный долг, повышение репутации, материальная выгода. Верхние квадраты это соц. ответственность на уровне страны и мира, 2 нижних – на местном уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: