Вопрос16. Термин "профессиональная деформация" совершенно точно отражает сущность обозначаемого им явления

Термин "профессиональная деформация" совершенно точно отражает сущность обозначаемого им явления. Определяя это явление можно утверждать, что оно представляет собой результат специфичных личностных изменений специалиста, происходящих, в первую очередь, под влиянием особенностей профессиональной деятельности и профессиональной роли.

6. Реальным показателем воздействия специфики служебной деятельности на особенности личности сотрудника милиции являются такие личностные предпосылки профессиональной деформации, которые развиваются в процессе службы. Эти предпосылки не относятся к проявлениям рассматриваемого феномена, однако создают склонность, личностную предрасположенность к развитию этих проявлений.

Особое значение в возникновении данных предпосылок играет период профессиональной адаптации, когда специалист только начинает овладевать своей профессиональной ролью и профессиональными функциями. Одна из наиболее "чувствительных" сфер к развитию рассматриваемого феномена в период профессиональной адаптации - сфера служебного взаимодействия начальника и подчиненного. "Чувствительность" этой сферы объясняется тем, что руководитель представляет собой объект подражания для молодого сотрудника милиции и выступает для него значимым лицом, осуществляющим контроль за выполнением функциональных обязанностей. Например, если руководитель является носителем профессиональной деформации или контроль с его стороны направлен в большей мере на показатели отчетности, то это способствует развитию или усилению профессиональной деформации начинающего сотрудника.

7. Эффективным способом изучения личностных предпосылок профессиональной деформации является метод исследовательской деловой игры. Основное преимущество этого метода заключается в том, что он предусматривает наличие профессионально-ориентированных ситуаций и соответствующих игровых ролей. Другими словами, именно данный метод позволяет учитывать особенности профессиональной деятельности и изучать личностные характеристики сотрудников милиции в контексте этой деятельности.

Результаты эмпирического исследования также показали, что получение наиболее точных данных с помощью метода ДИ может быть затруднено в тех случаях, когда, например, участники исследования относятся формально к исполнению игровых ролей или слишком контролируют себя с целью продемонстрировать социально одобряемое поведение. Поэтому целесообразно учитывать принцип комплексной диагностики и применять метод экспертных оценок.

8. Диагностика личностных предпосылок профессиональной деформации сотрудников милиции наиболее эффективна в том случае, если вслед за ней осуществляется комплексная профилактика рассматриваемого явления, включающая меры психологического и непсихологического характера. Причем к мерам непсихологическим относятся такие направления работы, как организационно-управленческое, воспитательное и аналитическое. Психологическая профилактика профессиональной деформации может осуществляться в рамках психологического консультирования сотрудников милиции, при проведении с ними психотренировок и социально-психологических тренингов.

Особенно важна профилактическая работа в периоды наибольшей восприимчивости сотрудников милиции к возникновению и развитию признаков рассматриваемого явления.

9. Одним из основных способов психологической профилактики является социально-психологический тренинг методом деловой игры. Предпочтение этого способа психопрофилактики профессиональной деформации объясняется, прежде всего, тем, что условия деловой игры являются весьма приближенными к условиям реальной служебной деятельности. Это способствует развитию таких умений и навыков, связанных с выполнением служебной деятельности, которые помогают сотруднику милиции справляться с затруднительными служебными ситуациями и препятствуют развитию признаков профессиональной деформации.

Представляется целесообразным сформулировать предложения по профилактике профессиональной деформации. К ним относятся следующие:

1. Центрам психодиагностики (ЦПД) при приеме лиц на службу в подразделения милиции, а также при обследовании сотрудников, перемещающихся на другую должность, рекомендуется опираться на сопоставление профессиограмм и психограмм данной специальности. Это означает, что данные тестирования кандидатов на службу желательно соотносить с особенностями профессиональной деятельности службы, в которую они поступают, с учетом степени жесткости и регламентированности взаимоотношений в подразделении.

2. Кадровым и психологическим службам желательно проводить диагностику психологической готовности кандидата к работе в подразделении милиции. При этом важно обращать внимание, например, на отношение кандидата к данной деятельности, на его представления об условиях несения службы и требованиях, предъявляемых к нему в процессе выполнения функциональных обязанностей.

3. Представителям психологических служб подразделений милиции рекомендуется осуществлять мероприятия по обеспечению психологической грамотности, психологическому консультированию и социально-психологическому сопровождению личного состава, особенно в периоды:

- пребывания будущего сотрудника милиции в качестве стажера, а также в течение всего первого года профессиональной деятельности;

- профессиональной адаптации не только при поступлении на службу, но и при переходе на новую должность;

- личностных и профессиональных нормативных кризисов;

- пребывания в экстремальных условиях;

- личностных и профессиональных ненормативных кризисов, вызванных, например, вынужденным, нежеланным для сотрудника милиции перепрофилированием и переходом в другую службу.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/professionalnaya-deformatsiya-sotrudnikov-militsii-i-ee-lichnostnye-determinanty#ixzz2Sn7KoC8V


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: