Термин "профессиональная деформация" совершенно точно отражает сущность обозначаемого им явления. Определяя это явление можно утверждать, что оно представляет собой результат специфичных личностных изменений специалиста, происходящих, в первую очередь, под влиянием особенностей профессиональной деятельности и профессиональной роли.
6. Реальным показателем воздействия специфики служебной деятельности на особенности личности сотрудника милиции являются такие личностные предпосылки профессиональной деформации, которые развиваются в процессе службы. Эти предпосылки не относятся к проявлениям рассматриваемого феномена, однако создают склонность, личностную предрасположенность к развитию этих проявлений.
Особое значение в возникновении данных предпосылок играет период профессиональной адаптации, когда специалист только начинает овладевать своей профессиональной ролью и профессиональными функциями. Одна из наиболее "чувствительных" сфер к развитию рассматриваемого феномена в период профессиональной адаптации - сфера служебного взаимодействия начальника и подчиненного. "Чувствительность" этой сферы объясняется тем, что руководитель представляет собой объект подражания для молодого сотрудника милиции и выступает для него значимым лицом, осуществляющим контроль за выполнением функциональных обязанностей. Например, если руководитель является носителем профессиональной деформации или контроль с его стороны направлен в большей мере на показатели отчетности, то это способствует развитию или усилению профессиональной деформации начинающего сотрудника.
|
|
7. Эффективным способом изучения личностных предпосылок профессиональной деформации является метод исследовательской деловой игры. Основное преимущество этого метода заключается в том, что он предусматривает наличие профессионально-ориентированных ситуаций и соответствующих игровых ролей. Другими словами, именно данный метод позволяет учитывать особенности профессиональной деятельности и изучать личностные характеристики сотрудников милиции в контексте этой деятельности.
Результаты эмпирического исследования также показали, что получение наиболее точных данных с помощью метода ДИ может быть затруднено в тех случаях, когда, например, участники исследования относятся формально к исполнению игровых ролей или слишком контролируют себя с целью продемонстрировать социально одобряемое поведение. Поэтому целесообразно учитывать принцип комплексной диагностики и применять метод экспертных оценок.
8. Диагностика личностных предпосылок профессиональной деформации сотрудников милиции наиболее эффективна в том случае, если вслед за ней осуществляется комплексная профилактика рассматриваемого явления, включающая меры психологического и непсихологического характера. Причем к мерам непсихологическим относятся такие направления работы, как организационно-управленческое, воспитательное и аналитическое. Психологическая профилактика профессиональной деформации может осуществляться в рамках психологического консультирования сотрудников милиции, при проведении с ними психотренировок и социально-психологических тренингов.
|
|
Особенно важна профилактическая работа в периоды наибольшей восприимчивости сотрудников милиции к возникновению и развитию признаков рассматриваемого явления.
9. Одним из основных способов психологической профилактики является социально-психологический тренинг методом деловой игры. Предпочтение этого способа психопрофилактики профессиональной деформации объясняется, прежде всего, тем, что условия деловой игры являются весьма приближенными к условиям реальной служебной деятельности. Это способствует развитию таких умений и навыков, связанных с выполнением служебной деятельности, которые помогают сотруднику милиции справляться с затруднительными служебными ситуациями и препятствуют развитию признаков профессиональной деформации.
Представляется целесообразным сформулировать предложения по профилактике профессиональной деформации. К ним относятся следующие:
1. Центрам психодиагностики (ЦПД) при приеме лиц на службу в подразделения милиции, а также при обследовании сотрудников, перемещающихся на другую должность, рекомендуется опираться на сопоставление профессиограмм и психограмм данной специальности. Это означает, что данные тестирования кандидатов на службу желательно соотносить с особенностями профессиональной деятельности службы, в которую они поступают, с учетом степени жесткости и регламентированности взаимоотношений в подразделении.
2. Кадровым и психологическим службам желательно проводить диагностику психологической готовности кандидата к работе в подразделении милиции. При этом важно обращать внимание, например, на отношение кандидата к данной деятельности, на его представления об условиях несения службы и требованиях, предъявляемых к нему в процессе выполнения функциональных обязанностей.
3. Представителям психологических служб подразделений милиции рекомендуется осуществлять мероприятия по обеспечению психологической грамотности, психологическому консультированию и социально-психологическому сопровождению личного состава, особенно в периоды:
- пребывания будущего сотрудника милиции в качестве стажера, а также в течение всего первого года профессиональной деятельности;
- профессиональной адаптации не только при поступлении на службу, но и при переходе на новую должность;
- личностных и профессиональных нормативных кризисов;
- пребывания в экстремальных условиях;
- личностных и профессиональных ненормативных кризисов, вызванных, например, вынужденным, нежеланным для сотрудника милиции перепрофилированием и переходом в другую службу.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/professionalnaya-deformatsiya-sotrudnikov-militsii-i-ee-lichnostnye-determinanty#ixzz2Sn7KoC8V