Техника составления психологического портрета лица,
представляющего интерес для правоохранительных органов
Психологическая характеристика
личности Способы получения психологической информации
I. Первичные (основополагающие) данные о личности
- Биографическая справка: сведения о месте и времени рождения, особенности семьи, краткая история жизни, как перечень значительных событий-особенностей детства, обучения в школе, сфера интересов, образ жизни.
Анализ:
автобиографии,
служебной, трудовой и др. характеристик;
информации ОК, непосредственных начальников, соседей, членов группы, коллектива.
II.Общая характеристика личности.
1. Направленность личности:
- жизненные цели;
- ценностные ориентации;
- преобладающие потребности;
- внутриличностные конфликты;
2. Характерологические особенности
личности:
- отношение к людям (гуманистический и коммуникативный аспекты);
- отношение к труду;
- отношение к вещам и собственности,
- отношение к себе - самосознание, уровень самооценок, притязаний, самоуважение;
|
|
- особенности саморегуляции;
- интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты;
- тип самоконтроля (внешний, внутренний).
3. Темперамент и его свойства:
- чувствительность;
- эмоциональная стабильность;
- активность - реактивность;
- пластичность - ригидность;
- экстраверсия - интроверсия.
4. Жизненный опыт и способности:
- уровень культуры;
- профессиональная подготовленность;
- индивидуальные особенности (память, внимание, мышление);
- специальные способности (присущие его виду деятельности).
5. Позиционная характеристика личности.
- статусы в различных группах и коллективах;
- ролевые функции в группах;
- лидерские качества (функциональные и стилевые особенности);
- конформность;
- отношение к значимой информации.
Анализ референтных групп.
Анализ значимых поступков, ситуаций, характеризующих изменение образа жизни (смена работы, учебы, изменение места жительства, круга общения, увлечений).
Анализ типичных поступков и поведения в обычных и проблемных ситуациях.
Хорошо проявляется в неопределенных ситуациях.
Анализ мимики, жестикуляции, двигательной активности, особенностей речи (темп, интонация), непроизвольность реакций.
Анализ соответствия полученного образования и квалификации - должности, функциональным обязанностям.
Уровень освоения своей профессии, должностных обязанностей, специальности.
Анализ особенностей речи (лексики), ориентировки человека в различных сферах человеческой деятельности.
Признание способностей и авторитет у людей.
Метод анализа и обобщения независимых характеристик. Статус и роль в преступной среде определяется через жаргон, татуировки, жестикуляцию, походку, манеру ношения одежды, интонации голоса.
|
|
Важно выявить остаточные статусы и роли (хвосты).
III.Личностные особенности, определяемые ситуацией
I. Мотивация поведения (в представляющих интерес обстоятельствах):
- цели, намерения, установки;
- социальная маскировка;
- неосознаваемые психологические защиты.
2. Психические состояния:
- спокойствие;
- беспокойство;
- уверенность;
- тревога;
- стресс;
- усталость;
- фрустрация;
- аффект.
Анализ:
- активности, настойчивости, повторяемости действий (жизненно важные мотивы не скрываются);
- критерий демонстративности.
Главный источник – анализ двигательной активности, осознанность и импульсивность движений, гармония, уравновешенность в поведении и речи; смена ритма движений, вегетативные реакции.
IV. Личностные особенности преступной деятельности.
1. Виды преступной деятельности.
2. Способы совершения преступлений:
- планы, сценарии;
- индивидуальный стиль действий.
З. Результаты преступной деятельности:
- продукты;
- последствия;
- следы на месте преступления;
- личностные изменения после совершения преступления.
4. Степень включенности в преступную деятельность.
5. Личностный смысл преступной деятельности.
Анализ следов на месте преступления, показаний свидетелей, потерпевших, соучастников; выявление типичности, стереотипов действий; анализ использования продуктов преступной деятельности.
V. Характерные особенности поведения.
1. Стиль общения:
- открытость - защита;
- доверчивость - подозрительность;
- доминантность - подчинение;
- доброжелательность - агрессивность;
- откровенность - игра.
2. Привычки.
З. Типичные позы.
4. Типичная жестикуляция.
5. Характерные особенности мимики.
6. Особенности походки.
7. Темп и интонации речи, акценты.
Алфавит движений:
- степень напряжения;
- уместность или адекватность (по силе и содержанию),
- быстрота и темп;
- направленность;
- ширина и величина;
- дистанция во взаимоотношениях между людьми (доверительность);
- ритмичность и последовательность;
- форма движений (округлая, угловатая);
- количество и частота проявлений;
- вегетативные проявления (изменения дыхания, цвета кожи, усиление потоотделения и т.д.).
Техника составления психологического портрета преступной группы
Данная методика имеет целью получение детальной социально-психологической характеристики преступной группы на основе следующих критериев:
1. Количество членов, профессиональный состав, возрастная структура группы.
2. Объективные характеристики конкретных актов преступной деятельности группы:
– виды преступлений, повторяемость и интенсивность;
– степень активности и организованности группы в совершаемых преступлениях;
– социально-психологическая характеристика способов и методов совершения преступлений данной группой.
3. Направленность преступной группы и степень ее криминальной опасности.
4. Особенности возникновения и формирования преступной группы.
5. Характеристика преступной стадии в развитии группы.
6. Социально-психологическая характеристика личности членов группы (потребности, мотивы, смысловые установки, жизненные цели, преступный опыт, самооценка и самосознание).
7. Объективная и смысловая (личностное значение) характеристика включенности членов группы в преступную деятельность.
8. Роли и позиции членов группы, деловые и межличностные связи в группе.
9. Социально-психологическая характеристика процессов лидерства в группе. «Ядро» в преступной группе. Способы вовлечения и преступную группу.
10. Интеграция и сплоченность группы, система взаимосвязи и взаимозависимости. Конформизм в группе.
|
|
11. Социально-психологическая характеристика групповых мнений и настроений, традиции и обычаи преступной группы.
12. Возможные пути и средства разобщения данной группы, ликвидации причин и условий ее появления.