Вопрос20

Техника составления психологического портрета лица,

представляющего интерес для правоохранительных органов

Психологическая характеристика

личности Способы получения психологической информации

I. Первичные (основополагающие) данные о личности

- Биографическая справка: сведения о месте и времени рождения, особенности семьи, краткая история жизни, как перечень значительных событий-особенностей детства, обучения в школе, сфера интересов, образ жизни.

Анализ:

автобиографии,

служебной, трудовой и др. характеристик;

информации ОК, непосредственных начальников, соседей, членов группы, коллектива.

II.Общая характеристика личности.

1. Направленность личности:

- жизненные цели;

- ценностные ориентации;

- преобладающие потребности;

- внутриличностные конфликты;

2. Характерологические особенности

личности:

- отношение к людям (гуманистический и коммуникативный аспекты);

- отношение к труду;

- отношение к вещам и собственности,

- отношение к себе - самосознание, уровень самооценок, притязаний, самоуважение;

- особенности саморегуляции;

- интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты;

- тип самоконтроля (внешний, внутренний).

3. Темперамент и его свойства:

- чувствительность;

- эмоциональная стабильность;

- активность - реактивность;

- пластичность - ригидность;

- экстраверсия - интроверсия.

4. Жизненный опыт и способности:

- уровень культуры;

- профессиональная подготовленность;

- индивидуальные особенности (память, внимание, мышление);

- специальные способности (присущие его виду деятельности).

5. Позиционная характеристика личности.

- статусы в различных группах и коллективах;

- ролевые функции в группах;

- лидерские качества (функциональные и стилевые особенности);

- конформность;

- отношение к значимой информации.

Анализ референтных групп.

Анализ значимых поступков, ситуаций, характеризующих изменение образа жизни (смена работы, учебы, изменение места жительства, круга общения, увлечений).

Анализ типичных поступков и поведения в обычных и проблемных ситуациях.

Хорошо проявляется в неопределенных ситуациях.

Анализ мимики, жестикуляции, двигательной активности, особенностей речи (темп, интонация), непроизвольность реакций.

Анализ соответствия полученного образования и квалификации - должности, функциональным обязанностям.

Уровень освоения своей профессии, должностных обязанностей, специальности.

Анализ особенностей речи (лексики), ориентировки человека в различных сферах человеческой деятельности.

Признание способностей и авторитет у людей.

Метод анализа и обобщения независимых характеристик. Статус и роль в преступной среде определяется через жаргон, татуировки, жестикуляцию, походку, манеру ношения одежды, интонации голоса.

Важно выявить остаточные статусы и роли (хвосты).

III.Личностные особенности, определяемые ситуацией

I. Мотивация поведения (в представляющих интерес обстоятельствах):

- цели, намерения, установки;

- социальная маскировка;

- неосознаваемые психологические защиты.

2. Психические состояния:

- спокойствие;

- беспокойство;

- уверенность;

- тревога;

- стресс;

- усталость;

- фрустрация;

- аффект.

Анализ:

- активности, настойчивости, повторяемости действий (жизненно важные мотивы не скрываются);

- критерий демонстративности.

Главный источник – анализ двигательной активности, осознанность и импульсивность движений, гармония, уравновешенность в поведении и речи; смена ритма движений, вегетативные реакции.

IV. Личностные особенности преступной деятельности.

1. Виды преступной деятельности.

2. Способы совершения преступлений:

- планы, сценарии;

- индивидуальный стиль действий.

З. Результаты преступной деятельности:

- продукты;

- последствия;

- следы на месте преступления;

- личностные изменения после совершения преступления.

4. Степень включенности в преступную деятельность.

5. Личностный смысл преступной деятельности.

Анализ следов на месте преступления, показаний свидетелей, потерпевших, соучастников; выявление типичности, стереотипов действий; анализ использования продуктов преступной деятельности.

V. Характерные особенности поведения.

1. Стиль общения:

- открытость - защита;

- доверчивость - подозрительность;

- доминантность - подчинение;

- доброжелательность - агрессивность;

- откровенность - игра.

2. Привычки.

З. Типичные позы.

4. Типичная жестикуляция.

5. Характерные особенности мимики.

6. Особенности походки.

7. Темп и интонации речи, акценты.

Алфавит движений:

- степень напряжения;

- уместность или адекватность (по силе и содержанию),

- быстрота и темп;

- направленность;

- ширина и величина;

- дистанция во взаимоотношениях между людьми (доверительность);

- ритмичность и последовательность;

- форма движений (округлая, угловатая);

- количество и частота проявлений;

- вегетативные проявления (изменения дыхания, цвета кожи, усиление потоотделения и т.д.).

Техника составления психологического портрета преступной группы

Данная методика имеет целью получение детальной социально-психологической характеристики преступной группы на основе следующих критериев:

1. Количество членов, профессиональный состав, возрастная структура группы.

2. Объективные характеристики конкретных актов преступной деятельности группы:

– виды преступлений, повторяемость и интенсивность;

– степень активности и организованности группы в совершаемых преступлениях;

– социально-психологическая характеристика способов и методов совершения преступлений данной группой.

3. Направленность преступной группы и степень ее криминальной опасности.

4. Особенности возникновения и формирования преступной группы.

5. Характеристика преступной стадии в развитии группы.

6. Социально-психологическая характеристика личности членов группы (потребности, мотивы, смысловые установки, жизненные цели, преступный опыт, самооценка и самосознание).

7. Объективная и смысловая (личностное значение) характеристика включенности членов группы в преступную деятельность.

8. Роли и позиции членов группы, деловые и межличностные связи в группе.

9. Социально-психологическая характеристика процессов лидерства в группе. «Ядро» в преступной группе. Способы вовлечения и преступную группу.

10. Интеграция и сплоченность группы, система взаимосвязи и взаимозависимости. Конформизм в группе.

11. Социально-психологическая характеристика групповых мнений и настроений, традиции и обычаи преступной группы.

12. Возможные пути и средства разобщения данной группы, ликвидации причин и условий ее появления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: