Подходы к рассмотрению способ-ей в отеч.психологии Платонов,Теплов, Ильин, Шадриков

Сущ-ют различные подходы в использовании понятия способ-тей — общепсихологич. и дифференциально-психологический. С позиций общепсихологич. подхода все люди способные и все могут всё. В противовес этому в индивидуально-психологическом дифференцированном подходе подчеркиваются различия между людьми по способ-тям. В дифференциальной психологии также имеется два похода к рассм-ию способ-тей. Один из них это личностно-деятельностный подход. Теория деят-ти объясняет возникновение способ-ей, а теория личности — место способ-ей в стр-ре личности.Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю ещё от Платона,он утверждает, что способ-ти биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. По Б.М. Теплову, способ-ти — это индивидуально-психологич. особен-ти, отличающие одного чел-ка от другого и,кот. имеют отношение к успеваемости выполнения какой-либо деят-ти. Способ-ти, считает Теплов, не могут быть врождёнными. В основе способ-ей лежат некот. врождённые особ-ти, задатки. Способ-ти существуют только в развитии, а создаются и развиваются они только в процессе деят-ти. Психологи обычно делят способ-ти, обеспечивающие жизнедеят-ть чел-ка и его развитие в соц. среде, на две большие группы: общие и спец. способ-ти.По Недостатком личностно-деятельностного подхода, считает Е.П.Ильин, является то, что он не учитывает физиологические и биохимические свойства, существенно влияющие на эффективность деят-ти чел-ка. Второй подход функционально-генетический позволяет изучать способ-ти не только в онтогенетическом, но и в филогенетическом аспектах, а также объясняет многие практические приемы развития способ-тей. В функционально-генетическом подходе рассматривается состав способностей с позиции функций и функциональной системы, а генезис способностей — с позиции врожденности. Согласно этому подходу, способности характеризуют степень выраженности качественных сторон функции, которые обусловлены задатками. Чем большее число задатков способствует проявлению некоторой стороны функции, тем в большей мере выражена способ-ть, характ-щая данную функцию. Сторонником функционально-генетического подхода к способ-тям явл. В. Д. Шадриков. Он рассм-ет способ-ти как индивид-ые кач-ва, включенные в систему деят-ти, и понимает под ними качества психич. процессов и качества моторики. При таком понимании психич. функция в опред-ом качест-ом выражении и выступает в роли способ-ей. При этом В. Шадриков подчеркивает, что функция понимается им не как отправление той или иной ткани, а как работа целостной функц. системы. В связи с этим он считает, что способ-ти можно определить как харак-ки продуктивности функц. систем, реализующих тот или иной психич. процесс восприятие, память, мышление и т. д.. Это определение он относит и к двигательным психомоторным способ-ям.Под задатками В. Шадриков понимает св-ва элементов, образующих функц. систему и влияющих на эффективность ее функционирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: