Религиозные представления, мифология

Религиозное мировоззрение эскимосов в научной литературе определяется, как анимистическое.[20] Мир, в представлении Э. управляется целым рядом антропоморфных существ, духов хозяев, так называемых «инуа». Инуа есть у скал, озёр, мысов и т. п. особенностей рельефа, направлений ветра, у сна и других состояний человека и животных. Инуа может принимать вид маленького человечка с деформированными чертами лица или маленькой копии того предмета или животного, духом которого он выступает. От инуа отличают тарнек - души людей и животных.[21]

У эскимосов имеет распространено почитание некоторых животных и птиц, убивать которых запрещается. У эскимосов сибири к ним относятся касатка, волк и ворон. К примеру: Касатка в представлении Э. покровительствует морским охотникам. Зимой она превращается в волка и наказывает скупых оленеводов, поедая их оленей, если те не дают мясо и шкуры оленей приморским жителям.

Деревянное изображение касатки эскимосы носили при себе на ремне. Фигура касатки изобража­лась на байдарах и вельботах.

Духи профанно разделяются на духов помощников и злых духов. Для борьбы со злыми духами(анганок), и призывания духов помощников(торнак) причиняющими болезни, существуют так называемые ангакок — шаманы.

В каждом селении или группе кочующих вместе родов был свой главный шаман. Обычно шаманами были мужчины, но известны и шаманки. Особого шаманского костюма у эскимосов не было, но подвески, ба­хрома, кисти на обычной одежде указывали па принадлежность эски­моса к шаманам. Шаманом становился тот член сообщества, который проходил через духовное посвящение, так называемую. Шаманскую болезнь. Шаманские ритуалы происходили во время зимних празднеств, которые начинались после окончания промыслового сезона в октябре и продолжались до начала января, пока хватало запасов пищи.

У Э. женщина в религиозных обрядах играла большую роль, особенно в заклинаниях и магических действиях. В ее ведении находилось производство священных амулетов охранников, оберегание жилища и приготовление обрядовой пищи. Старейшая женщина в семье, совершала татуировку членов кочевья и охранительное помазание графитом и охрой.

Празднества эскимосв можно разделить на три категории. Во-первых, это поминальные плачи по конкретным умершим. Во-вторых, представления, устраиваемые членами тайных мужских союзов, связанные с культом легендарных предков направленные, с одной стороны, на прошение богатой добычи в будущем году, с другой — на благодарность за удачную охоту. В-третьих, шаманские магические обряды, направленные на обеспечение удачной охоты в следующем промысловом сезоне.[22]

Религиозные представления эскимосов получили отражение в их искусстве и мифологии. Характерной формой эскимосского искусства является резьба по кости и рогу, наиболее развитая у аляскинских и гренландских эскимосов. Рукояткам ножей нередко придают форму форели, застежки для ремней от собачьих упряжек делают в форме морских птиц, моржей, тюленей, гребни украшают фигурками, изображающими хвост тюленя, и т. д. На плоских поверхностях различных изделий, например на ножах, рисуют или вырезают сцены, изображающие охоту, праздники и другие события. У центральных эскимосов костерезное искусство меньше развито. Совсем недавно у эскимосов Баффиновой земли начало развиваться, видимо независимо от европейского влияния, искусство резьбы по камню. Они делают из мыльного камня фигурки моржей, медведей, людей. [23]

В мифологии Э. одним из наиболее характерных и значительных персонажей является хозяйка тюленей и других морских животных Седна. Это божество известно в разных частях эскимосского мира под разными именами. В западной Гренландии её называют Арнаркуагссак (старая женщина), в восточной Гренландии - Имап-инуа (мать моря), у канадских эскимосов нетсилик - Нулиаюк. Седна обитает на дне моря и повелевает всеми животными, которых она время от времени даёт людям. Если люди грешат, их грехи, как грязь, запутываются в волосах Седны, тогда она гневается, держит моржей и тюленей далеко от берега, и в эскимосских селениях наступает голод. По мифам некоторых эскимосских групп, например нетсиликов, Седна - хозяйка не только морских, но и сухопутных животных, в частности оленей карибу, а также речных рыб и птиц. У обитателей Арктического побережья Канады - медных эскимосов и эскимосов нетсилик Седна считается самым могущественным из духов. Она управляет погодой, загробным миром и др. Седна враждебна мужчинам.

Характерным персонажем эскимосов Лабрадора является Торнгарсоак, дух - хозяин морских животных, которого представляют в образе белого медведя, живущего в пещере в горах на северной оконечности Лабрадора. Согласно некоторым мифам, Торнгарсоак является хозяином не только морских животных, но и оленей карибу, созданных его женой Супергаксоак. В большинстве мифов Супергаксоак выступает не только создательницей, но и хозяйкой оленей карибу. Большое место в Э. м. занимают рассказы о многочисленных злых духах, которых азиатские эскимосы называют тугныгат, лабрадорские - торнайт, медные - торнрайт, эскимосы Аляски - тунерак. Торнайт представляют в виде антропоморфных гигантов или карликов, или людей с одной рукой и ногой, или в виде существ самых различных фантастических форм.[24]

Ворон, выступает как культурный герой практически у всех групп Э. У эскимосов Аляски создал мужчину из бобового стручка, а из глины вылепил различных животных и вдохнул в них жизнь. Первыми он создал горных козлов, потом оленей, а уже затем женщину, ставшую женой первого мужчины. Ворон научил эскимосов, как жить на земле, как добывать пищу. Согласно мифу эскимосов острова Кадьяк, Ворон принёс в мир свет, и в тот же момент с неба упал пузырь с мужчиной и женщиной, которые создали горы, леса, море и населяющих их животных.[25]

Список использованной литературы

Литература

1. Березкин Ю.Е., Бородатова А.А., Истомин А.А., Кибрик А.А. Американская этнология.

2. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М. 2002

3. Корсун С.А. Тихоокеанские эскимосы — алютиик: историко-этнографический очерк // Открытие Америки продолжается. СПб., 2010.

4. Л.Я. Штерн Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона т. XLI

5. Н.Б. Вахтин Языки мира. Палеоазиатские языки. - М., 1997

6. Народы Америки, т. 1, М., 1959 / Под редакцией Аверкиева Ю. П. 678 с.

7. Народы Сибири / Под редакцией М. Г. Левина, Л. П. Потапова. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1956. — 1084 с.

8. Расмуссен К., Великий санный путь, пер. с дат., М., 1968

9. Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки, М.. 1974

10. Токарев С. А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965

11. Файнберг Л. А., Общественный строй эскимосов и алеутов от материнского рода к соседской общине, М., 1964


[1] Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М. 2002

[2] Березкин Ю.Е., Бородатова А.А., Истомин А.А., Кибрик А.А. Индейские языки. – В кн.: Американская этнология.

[3] Языки мира. Палеоазиатские языки. - М., 1997. - С. 72-75 Н. Б. Вахтин

[4] Н.Б. Вахтин Языки мира. Палеоазиатские языки. - М., 1997

[5] Вихро Р.Я. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона т. XLI,.

[6] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона т. XLI,. 59—62

[7] Народы Сибири / Под редакцией М. Г. Левина, Л. П. Потапова. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1956. — 1084 с.

[8] Расмуссен К., Великий санный путь, пер. с дат., М., 1968

[9] Народы Сибири / Под редакцией М. Г. Левина, Л. П. Потапова. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1956. — 1084 с.

[10] Народы Америки, т. 1, М., 1959 / Под редакцией Аверкиева Ю. П. 678 с.

[11] Народы Америки, т. 1, М., 1959 / Под редакцией Аверкиева Ю. П. 678 с.

[12] Корсун С.А. Тихоокеанские эскимосы — алютиик: историко-этнографический очерк // Открытие Америки продолжается. СПб., 2010.

[13] Корсун С.А. Тихоокеанские эскимосы — алютиик: историко-этнографический очерк // Открытие Америки продолжается. СПб., 2010.

[14] Народы Сибири / Под редакцией М. Г. Левина, Л. П. Потапова. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1956. — 1084 с.

[15] Расмуссен К., Великий санный путь, пер. с дат., М., 1968

[16] Файнберг Л. А., Общественный строй эскимосов и алеутов от материнского рода к соседской общине, М., 1964

[17] Файнберг Л. А., Общественный строй эскимосов и алеутов от материнского рода к соседской общине, М., 1964

[18] Народы Америки, т. 1, М., 1959 / Под редакцией Аверкиева Ю. П. 678 с.

[19] Березкин Ю.Е., Бородатова А.А., Истомин А.А., Кибрик А.А. Американская этнология.

[20] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона т. XLI,. 59—62

[21] Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки, М.. 1974

[22] Корсун С.А. Тихоокеанские эскимосы — алютиик: историко-этнографический очерк // Открытие Америки продолжается. СПб., 2010.

[23] Токарев С. А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965

[24] Расмуссен К., Великий санный путь, пер. с дат., М., 1968

[25] Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки, М.. 1974


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: