Раздел 4. Человек как индивидуальность персоногенетическая ориентация психологии личности

Тема 7. Индивидуальность и ее жизненный путь.

Жизненный путь личности как путь становления ее индивидуальности по С.Л.Рубинштейну, Б.Г.Ананьеву. Индивидуальность как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире. Функциональная динамика развития индивидуальности. Изменения индивидуальности в ходе жизненного пути. Процесс персоногенеза. «Механизм» формирования личности по А.Н.Леонтьеву. Проблемы исследователей при анализе человека как индивидуальности: проблемы воли, характера, способностей и одаренности. Два плана анализа проявлений продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности. Продуктивные проявления индивидуальности как процессы активности, в которых человеку приходится осуществлять выбор между различными мотивами. Инструментальное проявление индивидуальности как характер и способности. Характер как форма смыслового опыта, смысловых установок личности. Способности как мера успешности и эффективности деятельности. (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов).

Тема 8. Психологический возраст и периодизация психологического развития индивидуальности.

Психологический возраст личности. Этапы развития индивидуальности личности. Критерии зрелости. Предпосылки формирования индивидуальности личности. Подходы к пониманию природы психологического возраста. Обратимость и многомерность как особенности психологического возраста (А.А.Кроник, Е.И.Головахи) «Временная перспектива» (К.Т.Левин). Зависимость психологического возраста личности от направленности мотивации на прошлое или будущее (Б.В.Зейгаркин, Б.Н.Ничипоров). Стадии морального развития. Психологическая зрелость. Личность как общественно ответственный субъект по П.Я.Гальперина. Формирование от «объективной ответственности» к «субъективной ответственности» в процессе жизненного пути развития ответственности. Осуществление личностью свободного выбора. Периодизация психологического развития. Зависимость развития психики от типа деятельности по Л.С.Выгодскому, А.Н.Леонтьеву. Схема периодизации Д.Б.Эльконину. Периодизация духовного развития личности Э.Шпрангера. Периодизация интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже. Двигатель личности как противоречия между операционально-техническими возможностями ребенка и развитием его мотивационно-потребностной сферы. Роль общения в развитии и формировании личности человека (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, М.И. Лисина). Развитие самосознания личности (А.В.Запорожец, С.Н.Карпова, Е.В.Субботский). Социальная позиция или социальное отношение человека к его развитию как ведущая деятельность.

Тема 9. Личность и характер.

Проблемы психологии индивидуальности: проблема выделения, описания феноменологии характера; проблема типологии характера индивидуальности; проблема единиц анализа характера индивидуальности; проблема формирования характера; проблема соотношения индивидуальности личности и ее характера. Клинический подход к изучению характера. Учение о конституциональных психоапатических личностях по П.Б.Ганнушкину. Исследования проблем анализа характера А.Е.Личко, В.Н.Мясищева. Индивидуальные типологии характеров личности. Динамический подход к изучению характера. Характер как инструментальное проявление личности. Характер как фиксированная форма выражения смыслового опыта. Установки как единицы анализа характера. Проявление установок в моторике человека. Исследолвание позно-тонической активности: А.Н,Леонтьева, А.В.Запорожца,А.Валлона. Содержание кинематике в постурально-тонических установках человека. Гипотеза С.Л.Рубинштейна о происхождении характера из ситуационно обусловленных мотивов. Взаимоотношения между продуктивными и инструментальными проявлениями индивидуальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: