Социокультурные теории аддикции

Сторонники социокультурных моделей аддикции полагают, что эффекты наркотиков зависят не столько от химических свойств самих наркотиков, сколько от условий, в которых это происходит.

Многие факты указывают на то, что реакция человека на наркотик обусловлена распространенным в данной культуре образом этого наркотика. Если он видится таинственным и неконтролируемым, если он символизирует уход и забвение, им будут широко злоупотреблять. Там, где люди могут запросто принять наркотик, за его применением не последует драматического личностного разложения и социального разрушения. Так же происходит и в случае, когда наркотик хорошо интегрирован в культурную жизнь. Например, работы Джорджио Лолли и Ричарда Джессора показали, что итальянцы, имеющие долгий устоявшийся опыт потребления спиртного, не думают, что алкоголь обладает такой потенциальной способностью утешать, какую приписывают ему американцы. В результате у итальянцев алкоголизм менее распространен.

В Индии, где опиум давно выращивался и использовался в народной медицине, никогда не стояла проблема наркомании. Однако в Китае, куда наркотик импортировался арабскими и британскими торговцами и где он ассоциировался с колониальной эксплуатацией, его употребление вышло из-под контроля.

Членам южноамериканских индейских племен, в которых по торжественным случаям употреблялись психоделические наркотики, удавалось таким образом контролировать их употребление. Однако эти племена не смогли справиться с проблемой употребления нового, технологически «продвинутого» интоксиканта — очищенного спирта.

Стентон Пил обращает внимание на то, как создаваемый культурой образ наркомана влияет на самих потребителей наркотиков. До1914 г. Потребители опиатов были обычными американцами. Одним из важных эффектов официальной войны против наркотиков в Америке было изгнание опиатов из респектабельного общества и передача их низшему классу. Создание образа героинового аддикта как неконтролируемого криминального дегенерата сделало употребление этого вещества неприемлемым для среднего класса. Так как потребитель героина был изгнан из общества, публичное отвращение воздействовало на его собственное представление о себе и своей привычке. Теперь наркоманы сконцентрированы в среде различных меньшинств, особенно среди черных. При этом общество обеспечило средний класс иными зависимостями. Например, синдром «скучающей домохозяйки» породил множество потребителей опиатов в XIX в. среди женщин, которые больше не играли существенной роли в экономике. Сегодня такие женщины пьют или принимают транквилизаторы.

Профессор психиатрии Медицинской школы Гарвардского университета Норман Зинберг первым начал проводить исследования в области так называемого контролируемого употребления наркотиков. Гипотеза Зинберга заключалась в том, что социальное окружение посредством развития социальных санкций и ритуалов позволяет установить контроль над употреблением запрещенных наркотиков. Употребление любого наркотика связано с определенными ценностями и правилами (которые Зинберг назвал социальными санкциями) и моделями (которые он назвал социальными ритуалами). Социальные санкции указывают, следует ли, и если да, то как, употреблять тот или иной наркотик. Они могут быть неформальными, как, например, известные правила, связанные с алкоголем: «Знай свою меру» и «Не садись за руль нетрезвым»; или официальными — как различные законы, направленные на регулирование употребления наркотиков.

Социальные ритуалы — это модели поведения, окружающие употребление наркотиков. Они связаны с методами добывания и распределения наркотиков, выбора физического и социального окружения для их приема, действиями после приема и способами предотвращения нежелательных эффектов наркотиков. Функция ритуалов — поддерживать, укреплять и олицетворять собой санкции. Некоторые ритуалы пользуются непререкаемым авторитетом в самых разных группах — например, «Никогда не кури марихуану, пока дети не лягут спать», «Пей только по выходным», «Не начинай колоться, пока последний входящий за тобой не запрет за собой дверь».

Средства социального контроля (санкции и ритуалы) применяются к употреблению всех наркотиков, а не только алкоголя, и могут действовать в самом разном социальном окружении: от очень больших социальных групп, представляющих культуру в целом, до маленьких компаний. Определенные типы употребления по особым случаям: пиво на футбольных матчах, марихуана на рок-концертах, вино за обедом или коктейли в шесть часов, несмотря на свое культурное разнообразие, получили такое широкое признание, что юридические структуры, как правило, не вмешиваются даже в том случае, если формально они противоречат законам. Если культура в целом принимает какой-либо распространенный ритуал, он может впоследствии превратиться в закон, как, например, ритуал утреннего перерыва на кофе, который по закону включен в трудовые договора многих предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: