Томск - 2013

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Международный факультет управления

Кафедра социальных наук

ТАБЛИЦА

«Организационно-правовые формы предприятий в РФ»

Выполнила

Студентка группы № 21022

_________ Я. Ю. Серебрякова

Проверил

Преподаватель

_________ А. К. Огородников

Томск - 2013


Организационно-правовая форма НПА Уставный капитал, учредительный д. Порядок управления Ликвидация и реорганизация Перспективы реформирования
Коммерческие организации
  Полное товарищество Деятельность полного товарищества регламентируется ГК РФ (ст.68-81), специальных законов нет. При создании полного товарищества каждый участник вносит свой вклад в так называемый “складочный капитал”. Закон не устанавливает минимальную величину складочного капитала полного товарищества, т.к. кредиторы при недостаточности этого капитала обращают взыскание на все имущество участников товарищества. Учредительный договор подписывается всеми его участниками. Согласно ст 71 ГК РФ, 1. Управление деятельностью осуществляется по общему согласию всех участников. 2. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. На основании ст.81 ГК РФ, 1. Ликвидируется по основаниям, указанным в ст. 61 ГК РФ; а также в случае, когда в товариществе остается единственный участник. Такой участник вправе в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником товарищества, преобразовать такое товарищество в хозяйственное общество в порядке, установленном ГКРФ. 2. Полное товарищество ликвидируется также в случаях, указанных в пункте 1 ст. 76 ГК РФ, если учредительным договором товарищества или соглашением остающихся участников не предусмотрено, что товарищество продолжит свою деятельность. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере - граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования. Однако государственные органы и органы местного самоуправления не вправе от своего имени участвовать в хозяйственных обществах и товариществах.
  Товарищество на вере Деятельность товарищества на вере регламентируется ГК РФ (ст.82- 86), специальных законов нет. Минимальный и максимальный размер складочного капитала не ограничен. Товарищество на вере создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми полными товарищами. Согласно ст. 84 ГК РФ, 1. Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. 2. Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества. На основании ст.86 ГК РФ, 1. Товарищество на вере ликвидируется при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков. Однако полные товарищи вправе вместо ликвидации преобразовать товарищество на вере в полное товарищество. Товарищество на вере ликвидируется также по основаниям ликвидации полного товарищества (статья 81). Однако товарищество на вере сохраняется, если в нем остаются по крайней мере один полный товарищ и один вкладчик. 2. При ликвидации товарищества на вере, в том числе в случае банкротства, вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов. Оставшееся после этого имущество товарищества распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в складочном капитале товарищества, если иной порядок не установлен учредительным договором или соглашением полных товарищей и вкладчиков.
  ООО Деятельность ООО регламентируется: o ГК РФ (ст.87-94) o ФЗ «об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ Уставный капитал ООО составляется из стоимости долей, приобретенных его участниками. Размер УК должен быть не менее чем 10000 рублей. Уменьшение УК допускается после уведомления всех его кредиторов. Увеличение УК допускается после полной оплаты всех его долей. Согласно ст. 91 ГК РФ, 1. Высшим органом является общее собрание его участников. В ООО создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также и не из числа его участников. В соответствии со ст. 92 ГК РФ, 1. Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников. Иные основания реорганизации и ликвидации общества, а также порядок его реорганизации и ликвидации ГК РФ и ФЗ «об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. 2. Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Планируется, что российские компании избавятся от аббревиатур ООО, ОАО и ЗАО. АО будут делиться на две категории: ü публичные (если акции АО публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются, либо устав и фирменное наименование общества содержат указание на то, что оно является публичным) ü непубличные (относятся ООО и АО, которые не отвечают признакам публичного общества).
  АО: ЗАО ОАО Деятельность АО регламентируется o ГК РФ (ст.96-104), o ФЗ от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ Об акционерных обществах УК АО составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Минимальный УК ОАО должен составлять не менее тысячекратной суммы МРОТ,, а ЗАО - не менее стократной суммы МРОТ, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества. Учредительный документ - устав, утвержденный учредителями Согласно ст. 103 ГК РФ, Высшим органом управления АО является общее собрание его акционеров. Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров. Ст. 104 ГК РФ говорит о том, что: 1. АО может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации АО определяются ГКРФ и ФЗ «Об АО» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ. 2. АО вправе преобразоваться в общество с ООО или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с ФЗ «об АО»» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ.
  Производственный кооператив Деятельность производственных кооперативов регламентируется o ГК РФ (ст.107-112), o Федеральным законом от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ О производственных кооперативах, o а для сельскохозяйственных производственных кооперативов Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ О сельскохозяйственной кооперации Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием его членов.. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Член кооператива обязан внести не менее чем 10% паевого взноса к моменту государственной регистрации кооператива. Остальная часть паевого взноса вносится в течение года после государственной регистрации кооператива. Паевым взносом члена кооператива могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе и имущественные права, а также иные объекты гражданских прав. Земельные участки и другие природные ресурсы могут быть паевым взносом. Оценка паевого взноса проводится при образовании кооператива по взаимной договоренности членов кооператива на основе сложившихся на рынке цен, а при вступлении в кооператив новых членов комиссией, назначаемой правлением кооператива. Оценка паевого взноса, превышающего двести пятьдесят установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, должна быть произведена независимым оценщиком. В соответствии со ст. 110 ГК РФ, 1. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива. Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием. Согласно ст.112 ГК РФ, 1. Производственный кооператив может быть добровольно реорганизован в форме слияние, присоединения, разделения, выделения или преобразования или ликвидирован по решению общего собрания его членов. Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации кооператива определяются ГКРФ и другими законами. 2. Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.  
  Государственные и муниципальные унитарные предприятия Деятельность Государственных и Муниципальных Унитарных предприятий регулируется: o ГК РФ (ст. 113- 115), o ФЗот 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Учредительные документы — решение собственника в лице соответствующего комитета по управлению имуществом и утвержденный им устав, в котором должны быть определены предмет и цели деятельности предприятия. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, установленных ФЗ на дату государственной регистрации государственного предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ, установленных ФЗ на дату государственной регистрации муниципального предприятия. Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения. Увеличение уставного фонда может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия. Уменьшение уставного фонда: Уставный фонд не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше минимального размера уставного фонда. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия; назначается собственником имущества унитарного предприятия; подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия. Согласно ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества. В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов окажется меньше минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде. Проект устанавливает закрепление имущества за унитарным предприятием только на праве оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ в редакции Проекта), тогда как действующее законодательство допускает также функционирование унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Ни унитарное предприятие, ни казенное предприятие более не смогут владеть имуществом на праве хозяйственного ведения.
6.1. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (Казенное предприятие) Деятельность Унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления регулируется: o ГК РФ (ст. 115), o ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано в соответствии с ФЗ о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Из-за бесперспективности данной организационно-правовой формы юридического лица и желательности ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций представляется допустимым сохранение в перспективе лишь федеральных казенных предприятий для некоторых особо важных сфер экономики.
Некоммерческие организации
  Потребительский кооператив Деятельность потребительских кооперативов регламентируется o ГК РФ (ст.116 ГК РФ), o Законом РФ от 19 июня 1992 года N 3085-1 “О потребительской кооперации” o ФЗ от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ О сельскохозяйственной кооперации Учредительный документ кооператива - устав.У кооператива нет уставного капитала, но есть паевой фонд, размер которого постоянно меняется в зависимости от количества членов кооператива. Источниками формирования имущества кредитного кооператива являются как собственные средства, формируемые за счет вступительных и паевых взносов новых членов, а так же привлеченные заемные средства и доходы, полученные от деятельности кооператива. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.  
  Некоммерческое товарищество (товарищества собственников жилья; садоводческие, огороднические или дачные товарищества.) Деятельность некоммерческого партнерства регламентируется o ГК (ст. 291); Закон от 24 декабря 1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики"; o ФЗ от 24 мая 1996 г. "О товариществах собственников жилья" Не формируют УК. Учредительный документ - устав ТСЖ создается на началах членства гражданами или иными собственниками жилья для совместного использования находящихся в их общей собственности объектов недвижимости, обслуживающих принадлежащие им жилые помещения. Второй тип некоммерческого товарищества создается на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Высшим (волеобразующим) органом товарищества является общее собрание его участников (собрание уполномоченных), имеющее исключительную компетенцию, но правомочное решать любой вопрос, отнесенный к компетенции коллегиального исполнительного органа. Исполнительными (волеизъявляющими) органами товарищества являются правление (коллегиальный орган) и его председатель (единоличный орган). Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью исполнительных органов товарищества (председателя, правления) осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов товарищества. Ревизионная комиссия (ревизор) не является органом товарищества. Товарищества могут быть реорганизованы, ликвидированы или объявлены банкротами по общим правилам гражданского законодательства. По смыслу закона садоводческое, огородническое или дачное товарищество может быть преобразовано в соответствующий кооператив либо партнерство, тогда как преобразование товарищества собственников жилья в другую организационно-правовую форму законом не предусмотрено. Проект предусматривает относительно новую для российского права организационно-правовую форму некоммерческой организации - товарищество собственников недвижимости. По существу товарищество собственников недвижимости является обобщающим институтом, включающим в себя ныне существующие товарищества собственников жилья и садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества.
  Общественные и религиозные объединение Деятельность общественных и религиозных организаций (объединений) регламентируется o ГК РФ (ст.117 ГК РФ), o Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”, o Федеральным законом от 12 января 1996 года N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, o ФЗ от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, o ФЗ от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” o ФЗ от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Учредительным документом общественных и религиозных объединений является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения). Не формируют уставной капитал. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а организации не отвечают по обязательствам своих членов. Участники данных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Согласно ФЗ №82 «Об общественных объединениях», Реорганизация и ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания. Государственная регистрация общественного объединения, создаваемого путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в указанной государственной регистрации, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов. Имущество общественного объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам. Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, - на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати.  
  Фонд Деятельность фонда регламентируется o ГК РФ (ст. 118-119); o ФЗ от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" o Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" Нет уставного капитала. Учредительный документ - устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для фонда Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Согласно ст.119 ГК РФ, Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован: 1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законом. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.  
  Учреждения (Автономное, бюджетное, казенное) Деятельность учреждений регламентируется o ГК РФ (ст.120, 296 ГК РФ), o Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” Не формируют Уставного Капитала. Имущественной основой учреждения является вещное право в форме оперативного управления закрепленным за ним имуществом (ст. 296 ГК РФ). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, т.е. учредитель. Реорганизация автономного учреждения может быть осуществлена в любых формах, кроме преобразования одного в фонда в другое. Могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если они созданы на базе имущества одного и того же собственника. При изменении типа автономного учреждения это учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензий, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных этому учреждению до изменения его типа, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуются переоформление документов. Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации учреждений осуществляются в порядке, установленном: 1) Правительством РФ в отношении федеральных автономных учреждений; 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений субъекта РФ; 3) местной администрацией муниципального образования в отношении муниципальных автономных учреждений. Имущество автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреждения.  
               

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: