Структурно-динамические преобразования в индивидуальном развитии человека. Значение структурно-генетического подхода в психологии. Структурно-динамическая характеристика личности

Структурно-динамический подход (закономерности качественных преобразований) – изучает качественную психику, применяется для более глубокого понимания психических процессов; при его помощи можно определить возрастную динамику пси­хических явлений с точки зрения степени их дифференциации (разделение общего на частное) и интегрированности (соединение в одно целое). При данном подходе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляется преемственность и качественные преобразования в развитии психики.

Значение структурно-генетического подхода: в определении целостности развития; в определении качественного своеобразия развития; в способности управлять процессом развития через воздействия на структуры.

Интегрирующим фактором, обусловливающим связанность, согласованность и коадаптацию отдельных органов, являются корреляции.Специальная разработка проблемы корреляций в онтогенезе принадлежит академику И. И. Шмальгаузену, который обратил внимание не только на значение корреляционного механизма в эволюционном и индивидуальном развитии биологических систем, но и на становление самого этого механизма, выделив его различные черты и показав его сложный и разнородный состав.

Типы корреляций по И. И. Шмальгаузену: 1. Геномные корреляции – осуществляются через внутриклеточные биохимические про­цессы, наследственно обусловлены. 2. Морфогенетические корреляции – определяются генотипом человека, имеют наследственный характер. 3. Эргонтические корреляции, или функциональные – функциональные отношения в индивидуальном развитии имеют побочный, фор­мообразовательный эффект. Они проявляются главным образом не на стадиях эмбриогенеза, а уже у сформированного, растущего или взрослого организма.

Структурно-динамическая характеристика личности. Личность – это человек, достигший определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражается в понятии «Я». В. Н. Мясищев, определяя единство личности, имел в виду такие основные ее характеристики, как направленность, уровень развития, структурные особенности, с которыми связана мера и своеобразие ее целостности. Не только личность в целом, но и ее характер определяются в его кон­цепции в качестве структурной интеграции отношений. А. Г. Ковалев определяет направленность, способности, темперамент в качестве сложных структур, формирующихся в процес­се жизни. Он полагает, что «развитие идет от разрозненных свойств к сложным ин­тегральным образованиям, или структурам: направленность, способности, характер. Синтез структур характеризует целостный духовный облик человека». Концепция динамической структуры личности К. К. Платонова образуется в результате взаимодействия четырех групп-качеств, или подструктур: первая объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она социально обусловлена. Вторая личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически обусловленных свойств личности. Третья охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, как форм отражения. Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Б. Г. Ананьев рассматривал в качестве подструктур человека личность, субъекта деятельности, индивида и индивидуальность. Психическое развитие в этих высших формах психики есть также процесс преобразования структур разного типа.

Возрастная изменчивость, становление сложных и многообразных структур чело­века как личности, субъекта деятельности и индивидуальности осуществляется под действием ведущих факторов: воспитания, обучения, различных видов деятельности, познания и общения. Специфика формирования структуры личности и ее различных компонентов и подструктур состоит в том, что судить об эффективности разного рода связей, го­могенных и гетерогенных, на небольшом отрезке времени почти невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: