Период новорожденности. Специфика, особенности построения индивидной организации

В возрастной психологии до настоящего времени не существует единой метриче­ской характеристики периода новорожденности. Поскольку к концу первого месяца в основном завершается переход к новым условиям жизни и созда­ются предпосылки для индивидуального развития, то период, новорожденности мож­но определить хронологическими рамками от 0 до 1 месяца.

Общим показателем адаптационных процессов является потеря веса, составляющая 5-6% от первоначального. В нормальных условиях процесс снижения и последующего восстановления веса происходит в течение первых трех недель жизни. 80 % времени ребенок проводит во сне, который не сконцентрирован в опре­деленное время суток.

С самого начала жизни с любого анализатора можно получить разные по биологическому смыслу реакции (ориентировочные, сосательные, голосовые, общедвигательные, за­щитные и др.). Они различаются по силе, степени сложности и специализированности.

Новорожденные не только реагируют на сильный звук, но и способ­ны различать звуки, отличающиеся между собой больше, чем на одну октаву (89 %), ровно на одну октаву (70 %) и меньше, чем на одну октаву (40 % детей). У новорожденных также имеется способность к пространственному различению звуков от источников, расположенных справа или слева. 37 % детей от 15 часов до 17 дней жизни реагируют на изменение цвета. Спустя несколько месяцев число детей, различающих цвета, доходит до 50%. Основными цветами, которые различаются испытуемыми, являются красный и зеле­ный. Было выявлено наличие вкусовой и обонятельной чувствительности у новорожденных от 1 часа 15 мин до трех суток жизни. У этих детей пороговые величины указанных видов чувствительности оказа­лись в 10 раз меньше, чем у взрослых. Наиболее чувствительными зонами являются губы, ладони и лоб ребенка. Температурная чувствительность проявляется в том, что ребенок мо­жет отказаться от молока, которое холоднее обычного на 1 °С.

Дети в первые 10 дней жизни предпочитают структурные, комплексные объекты — простым, трехмер­ные — плоскостным, движущиеся — неподвижным, асимметричные, неправильной формы — симметричным. Однако ориентация на сложные объекты еще не означает наличия восприятия у новорожденных. При изменении пространственной ориентировки предмета, например кону­са, ребенок рассматривает его как новый предмет.

Имеет место не беспорядочная, хаоти­ческая реактивность организма с момента рождения, а определенная, отличающаяся своеобразием нервно-психическая организация деятельности на основе сенсорной стимуляции. Угасание ориентировочного рефлекса является одним из убедительных доказательств того, что анализаторная функция мозга новорожденных осуществля­ется корой больших полушарий.

С момента рож­дения моторика имеет сложную организацию. У новорожденного проявляется гиперкинетика конечно­стей, отсутствующая у детенышей животных. У человека гиперкинетика имеет поло­жительное значение как база для формирования сложных форм моторики.

Отличие позы новорожденного от позы плода заключается в том, что у первого усиливается тонус мышц задней поверхности шеи и глубоких мышц спины, обеспечивающих выпрямление и удержание головы и туловища в прямом положении. У группы нормально развивающихся детей уже через 3-4 ч после рождения имеет место не только интеграция ориентировочно-пищевых движений головы, губ, языка, интенсивное продолжительное сосание, но и сложная координация разного рода рефлекторны актов, установочно-выпрямительных, позностатических, дыхательных, глотательных, согласование их с актом сосания и процессом образования динамического комплекса.

В период новорожденности построение индивидной организации осуществ­ляется по следующим основным направлениям: путем совершенствования и усиле­ния функционирования отдельных структур (акт сосания); за счет интеграции раз­ноуровневых и одноуровневых компонентов организации в единый функциональный комплекс (пищевая система) и путем преобразований уже имеющихся элементов и возникновения новообразований (поза новорожденного). В этот период происхо­дит реализация и становление свойств человека как индивида в условиях перехода к новому способу жизнедеятельности. Вместе с тем это время создания естественных предпосылок, многоуровневой структуры задатков для умственного развития и слож­ных социальных форм психики.

Специфика новорожденного состоит в ориентации его индивидной организации на развитие в социальной среде. Индивидная организация является основой для раз­вития психических новообразований, имеющих социальное происхождение. Соци­альная ориентация проявляется на разных уровнях индивидной организации у раз­личных ее компонентов.

Дальнейшее развитие индивидной организации в младенческом возрасте выражено в усилении ее свойств и в их дальнейшей интеграции, в развертывании и формировании предпосылок со­циального развития человека, где в первую очередь складываются предпосылки субъекта и объекта общения, речевой деятельности и субъекта познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: