Целостный подход к человеку Б.Г. Ананьева

Психология как наука о непосредственном опыте.

программа Вундта. влекли физиологические занятия.освященные в его книгах - движение и ощущение - были популярными в физио; сталкивались с влиянием непривычного психологического фактора. Например, рефлекс оказывался участником построения восприятия, т. е. психического продукта.

Картина " сенсорной мозаики "- "мозаика" и есть та материя, из которой построено сознание. право пси на самостоятельность Вундт обосновывал принципиальным отличием сознания от всего внешнего и материального. Психология имеет уникальный предмет - непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Все остальные науки изучают результаты переработки этого опыта (Тем самым выдвигался тезис о том, что психология лежит в основании всех других наук. Это направление получило название психологизма).

Обычное самонаблюдение бесконтрольно и хаотично. Контроль и порядок в исследование сознания способны, внести экспериментальные процедуры физиологии. Опыт физиологический - объективный позволяет расчленить опыт непосредственный – субъективный. Он хотел создать опытную «физиол-ую» пси. Психические процессы параллельны телесным, но не определяются ими.

Важность интроспекции - специально тренируемое самонаблюдение. интроспекция обнаруживает в составе непосредственного опыта ощущения, представления и чувства.

Представление о сознании как совокупности разрозненных элементов дополнялось учением об апперцепции - особой внутренней силе, локализованной в лобных долях головного мозга.

Защита метода интроспекции обусловлена определенными обстоятельствами социально-идеологического характера.

В вундтовской школе формировалось первое поколение профессиональных психологов. Сравнение вундтовской программы с другими показывает, что ее решающее преимущество было связано с утверждением эксперимента в качестве главного рычага превращения психологического знания в научное.

Целостный подход к человеку Б.Г. Ананьева.

онтопсихологический подход - предполагает системное изучение всех возрастных стадий психического развития с их многоуровневой организацией и сложной детерминацией, закономерный характер проявления которой определяется гетерохронной (противоположность синхронности) сменой фаз созревания и старения различных функциональных составляющих и структурных блоков индивидных и личностных качеств человека.

Индивидуальное развитие - это внутренне противоречивый процесс, зависящий от действия множества факторов: наследственности, среды, воспитания и т.д. Неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития человека на всех его стадиях – из-за сложности структуры и многофакторности развития. Изменчивость - основная характеристика личностных свойств человека и проявляется на протяжении всего жизненного цикла человека. Механизмом этой изменчивости является гетерохронность развития.

Характеристики человека зависят от становления человека в разл возр периоды. Эта противоречивая структура психофизиолог-го развития характеризует сложн образования (интеллект, логич и мыслительные ф-и) и элементарные процессы (метаболизм) и индивидуальные, в частности, нейродинамические показатели.

Неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития различных систем характерны для всего онтогенеза и являются его общей закономерностью. Признание этих закономерностей позволяет активно управлять развитием.

Сенсорно-перцептивная организация личности. Основной принцип – принцип комплексности исследований человека был здесь реализован. Целостный подход в изучении сенс-перц проц предусматривает выделение структурно-функциональных связей сенс-перц проц и индивидной и личностной характеристик человека. Сенс организация человека - единая система анализаторов всех модальностей, включенных в общую структуру человеческого развития. Сенс организация связана с образом жизни и деятельностью человека.

Генетическое начало этой организации - тактильные функции, которые образуют сенсорные цепи. Эти цепи представляют собой информационные потоки, сходящиеся внутри сенсорной организации индивида. В процессе исторического развития и на его основе внутри этой организации образуются межанализаторные интермодальные сенсорные системы (речеслуховая, зрительная и т.д.). более того, существуют не только частные виды чувствительности отдельных анализаторов, но и общий для данного человека способ чувствительности, являющийся свойством сенсорной организации человека в целом и входящий в структуру темперамента - сензитивность. Изучение сензитивности и сензитивных периодов развития человека (периодов, в которые та или иная функция действует особенно эффективно) позволило изменить подходы к обучению и воспитанию.

Личность и общение. человек развивается в мире, развивая и формируя бесконечное число связей с предметным миром и с миром людей. Механизмом, посредством которого эти отношения у человека с миром предметов” и “миром людей” устанавливаются и развиваются, является деятельности – труд, общение, учение, игра и другие ее виды.

Осн. характеристика общения как деятельности - через него человек строит свои отношения с людьми. Общение оказывается условием, без которого невозможно познание окружающей действительности, формирования эмоционального отклика и основанного на этом поведения.

В екм выделяют помимо речевых и неречевых средств общения внутреннюю сторону – познание участников общения друг другом и преобразование себя в общении.

Восприятие и понимание человека человеком. Восприятие человека человеком характеризуется предметностью (свойства облика человека отражаются как свойства, принадлежащие этому человеку), объективированностью и субъективностью, целостностью и структурностью.

Проблема понимания человека человеком сводится к несовпадению отношения и внешних форм поведения. На процесс формирования понятий о личности другого человека влияют следующие факторы:

o теснота и длительность знакомства;

o сформированность как личности субъекта восприятия;

o личностный опыт предыдущего общения.

Важность понятий «житейское общение», соц. и индив-х образцов-эталонов, важность понимания качеств личности - наблюдательность, воображение, эмпатия, интуиция и т.д. Указывалось, что накопление у человека понятийного знания о других людях приводит к совершенствованию его перцептивных процессов и увеличению точности в восприятии других людей и себя.

Показано, что характер понимания ребенком других людей связан с развитием ребенка как субъекта познания (с возрастом происходит увеличение числа отражаемых сторон личности, изменяется значение, придаваемое тому или иному личностному качеству). Указано, что при взаимодействии в условиях деятельности у субъектов общения происходит трансформация понятий о личности друг друга, которое определяется ходом этой деятельности, вкладом каждого в ее исход и результатами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: