1.3.3.
Мудрость и Сила, согласно гностику Василиду, рождаются от Суждения (а).
1.3.4.
«Пневматики» - «духовные избранники» противопоставляются язычникам, т.е. «соматикам», по Василиду (г).
1.3.5.
Официальная христианская церковь против гностиков вела ожесточенную борьбу и объявила их еретиками (б).
1.3.6.
Мани, родоначальник манихейства, противопоставлял материю божественному первоединству (б).
1.3.7.
Плотин считал, что Единое - это абсолют, поскольку ни от чего не зависит, в то время как от него зависит все - и мысль, и дух, и воля, вместе с их противоположностями. Единое безлично, оно радикально отличается от личного вне-природного бога христианства и других монотеистических религий (г).
1.3.8.
«Эманация» в неоплатонизме - это непрерывное излучение Единым из себя всего бытия (б).
1.3.9.
Неоплатонизм стал теоретической основой беспрецедентной попытки императора Юлиана Отступника (331-363) отвергнуть христианство и реставрировать языческую религию. Наиболее ярко свои мировоззренческие стремления он выявил в написанных им речи «О матери богов» и гимне «К царю Гелиосу». Бог Солнца олицетворял для него и животворную силу природы, и единодержавную власть императора как главного посредствующего звена между умопостигаемым и чувственным мирами. Также Юлиан, подобно неоплатонику Порфирию, написал полемическое сочинение в трех книгах «Против христиан», впоследствии уничтоженное христиан ской церковью (в).
|
|
1.3.10.
Неоплатоники в эпоху упадка античной философской мысли подвели ее основные мировоззренческие итоги (г).
1.3.11.
Порфирий был главным логиком в направлении неоплатонизма (в).
1.3.12.
Апологеты во П в. н.э. защищали, оправдывали христианское вероучение (б).
1.3.13.
«Верую, потому что нелепо», - провозгласил Квинт Тертуллиан (б).
1.3.14.
Климент Александрийский составил «Строматы» (г).
1.3.15.
Ориген впервые дал философско-аллегорическое истолкование Библии. Он разработал учение о трех ее смыслах: буквальном («телесном»), моральном («душевном») и философском («духовном») (г).
1.3.16.
Пресвитер Арий продолжал традиции Оригена (б).
1.3.17.
Арий объявил Иисуса Христа подобносущим богу-отцу (б).
1.3.18.
Арианство было отвергнуто официальной церковью и объявлено ересью (б).
1.3.19.
Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях (в).
1.3.20.
Григорий Нисский попытался разработать систему правоверного богословия (а).
1.3.21.
Аврелий Августин Блаженный (в).
1.3.22.
Начала существуют на уровне архангелов и ангелов, согласно небесной иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита. Это низший, 3-й уровень, выше - 2-й: господства, силы, власти; 1-й - серафимы, херувимы и престолы (г).
|
|
1.3.23.
В «Церковной Иерархии» Псевдо-Дионисия епископы находятся на высшем уровне священников и дьяконов. Ниже - монахи, члены христианской общины, затем оглашенные. Ниже церковной иерархии расположен остальной мир: разумные существа, живые неразумные существа, безжизненные тела (г).
1.3.24.