Аналитические показатели представляют собой понятия, в которых находят отражение объем и уровень экономической эффективности процессов как всей деятельности предприятия, так и отдельных ее сторон, видов.
Аналитические показатели могут быть получены непосредственно из данных учета и отчетности или путем преобразования, сочетания или обработки учетной и отчетной информации.
Следует различать общую систему показателей и частные системы показателей. Общая система аналитических показателей объединяет основные показатели, отражающие хозяйственную деятельность предприятия и ее результаты в целом. Частные системы показателей систематизируют показатели, используемые для анализа конкретных результатов деятельности или конкретных направлений деятельности или конкретных явлений.
Общая система аналитических показателей может быть систематизирована следующим образом:
Первый признак - по назначению или по цели применения. Все аналитические показатели систематизируются следующим образом:
|
|
1. Показатели затрат. Здесь объединяются показатели, которые отражают текущие затраты ресурсов на производство и реализацию продукции, например, себестоимость реализованной продукции, расходы на оплату труда и т.п.
2. Показатели ресурсов. Это показатели, отражающие объем авансированных и примененных ресурсов в производстве в натуральном и стоимостном выражении, например, стоимость основных производственных фондов.
3. Показатели результата. В аналитических целях выделяют показатели производственного результата (выручка от реализации продукции, товарный выпуск продукции, валовая продукция, нормативная стоимость обработки, вновь созданная стоимость или чистая продукция, условно-чистая продукция и т.п.) и показатели финансового результата (бухгалтерская прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль, маржинальный доход и т.п.).
4. Показатели эффективности. Это всегда результат сочетания третьей группы (результата) с первой (показателями затрат) и второй (показателями ресурсов).
Второй признак - по способу выражения или по форме выражения. Все аналитические показатели подразделяются на абсолютные и относительные.
Абсолютные показатели выражают определенную абсолютную совокупность хозяйственных процессов, т.е. одновременно выражают их объем, структуру и качественные особенности.
В зависимости от применяемых измерителей абсолютные показатели могут быть натуральными, условно-натуральными, трудовыми и стоимостными. От порядка или способа исчисления абсолютные показатели подразделяются на интервальные, моментные и среднехронологические.
|
|
Интервальные показатели характеризуют величину процесса за определенный период времени, например, выручка от реализации продукции, прибыль от продаж, чистая прибыль и т.п. Моментные показатели характеризуют величину хозяйственных ресурсов на определенную дату, например, все показатели бухгалтерского баланса - моментные показатели. Среднехронологические показатели отражают средний размер ресурсов за определенный период времени, например, средняя заработная плата рабочих предприятия.
Относительные показатели рассчитываются как частное от деления двух взаимосвязанных разных абсолютных показателей. В зависимости от характера вводимых в расчет абсолютных показателей относительные показатели могут быть коэффициентами, удельными или структурными показателями.
Коэффициенты - частное от деления двух абсолютных показателей в одинаковом измерении, например, фондоотдача, материалоотдача, рентабельность капитала и т.п.
Удельные - частное от деления двух абсолютных показателей в разных единицах измерения, например, выработка одного работающего или рабочего.
Структурные показатели - в числителе часть, в знаменателе общее, например, все структурные финансово-оперативные показате-ли.
Третий признак - по содержанию. Все аналитические показатели подразделяются на количественные и качественные показатели.
Количественные показатели характеризуют объем процесса или ресурса, качественные - отражают особенности хозяйственного процесса, его качество, уровень эффективности.
Четвертый признак - по характеру использования в факторном анализе. Аналитические показатели могут быть либо характеристиками результатов хозяйственного процесса, либо характеристиками факторов, воздействующих на результат.
Пятый признак - по полноте охвата или учета исследуемого процесса, или объекта. Аналитические показатели могут быть либо обобщающими, т.е. касаться всей совокупности деятельности пред-приятия, либо частными. Последние отражают какую-то отдельную часть исследуемого объекта или явления.
Шестой признак - по широте использования, когда все показатели делятся на общие, применяемые для анализа любой сферы деятельности или любой отрасли, и специфические, характерные для определенной сферы деятельности или отрасли.
Седьмой признак - по порядку планирования. Это могут быть либо директивные, либо расчетные показатели. Директивные показатели - показатели, директивно устанавливаемые государством или регулируемые государством: нормы, нормативы, ставки, тарифы, коэффициенты пересчета, цены на государственный заказ и т.п. Расчетные – показатели, рассчитываемые самим предприятием.
Всякое экономическое исследование, аналитическая прикладная работа невозможна без сравнения, которое необходимо для измерения уровня и динамики деятельности предприятия, при исчислении показателей эффективности, структуры, частоты, динамики хозяйственных процессов, а также для определения размера влияния фактора на результат.
Без сравнения невозможна оценка деятельности предприятия.
Исходя из принятых эталонов и баз различают три вида сравнений:
1. Динамические сравнения. Это сравнение во времени; база – данные за предыдущий период.
2. Пространственные или статистические, или территориальные, или межзаводские и т.п. - в качестве базы применяются показатели деятельности других предприятий, другая анализируемая система за один и тот же период времени.
3. Сравнение с планом, нормативом, нормой, проектом, с моделью.
Для обеспечения реальности получаемых результатов при сравнении необходимо обеспечить сопоставимость показателей.
Основные способы приведения показателей к сопоставимости:
|
|
1. Устранение влияния изменения цен, для чего показатели выражаются в одинаковой оценке, то есть в сопоставимых ценах.
2. Устранение влияния различий в объеме и ассортименте продукции при сопоставлении качественных показателей.
3. Приведение сравниваемых показателей к единообразной методике их исчисления, для чего показатели базисного периода пересчитываются по методологии отчетного периода и, наоборот.
4. Периоды времени, по которым производится сравнение, должны быть тождественны.
Учет и анализ основных средств.
1. Понятие основных средств и их классификация.
2. Оценка основных средств: первоначальная, восстановительная, остаточная стоимость. Учет поступления и выбытия основных фондов.
3. Порядок начисления и учет амортизации основных средств.
4. Методы анализа основных фондов.