Сорокадвухлетний мужчина обратился к доктору Герцу (последователю В. Франкла) для лечения фобических расстройств. На его работу в качестве инженера оказывал негативное влияние невротический симптом дрожания руки, когда он писал в присутствии других людей, что значительно ухудшало его способность выполнять тонкую механическую работу в чьем-либо присутствии. В течение долгого времени он был не в состоянии подписывать чеки, если кто-нибудь находился поблизости, и приходил в состояние тревоги, доходящей до степени паники, перед докладами на деловых совещаниях. На людях он не был способен поднять рюмку или бокал из-за страха, что задрожит и расплещет содержимое. Любой ценой он избегал того, чтобы зажечь чью-либо сигарету. Симптом был снят после трех сеансов.
Каким методом воспользовался доктор Герц? Опишите подробно этот метод и механизм его психологического воздействия. Вспомните или придумайте еще один конкретный случай, когда обсуждаемый метод может быть эффективен. Существуют ли другие методы в рамках терапии, разработанной В. Франклом? В каких случаях они показаны и каковы их возможности? Приведите примеры. Постарайтесь использовать в ответе понятия «самодистанцирование» и «самотрансценденция», раскрыв их психологическое содержание.
|
|
Ключ:
Студент должен описать метод парадоксальной интенции, который эффективен в быстродействующей терапии, особенно в случае фобии с лежащим в ее основании механизмом антиципирующей тревоги. Самодистанцирование означает дистанцирование от своего невротического симптома, умение посмотреть на себя со стороны и использовать возможности юмора. При этом разрывается порочный круг «симптом – страх перед появлением симптома». Студент должен понимать отличие самодистанцирования от самотрансценденции. Из других методов логотерапии желательно назвать метод дерефлексии и обязательно назвать метод логотерапевтического сократического диалога (беседа в стиле сократического диалога), направленный на обнаружение смысла существования и развитие у пациента способности к принятию самостоятельных ответственных решений.
Используются материалы базового курса «Психология личности».
Литература: Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. Франкл В. Доктор и его душа. – СПб.: «Ювента», 1997.
Примеры тестовых заданий
№ 1
Целенаправленная деятельность субъекта по отношению к развитию личности является:
- фактором развития
- предпосылкой развития
- основанием развития
- условием развития
№ 2
Конституционная стратегия в типологии индивидуальности имеет отношение к:
|
|
- К.Г. Юнгу
- Э. Кречмеру
- Г. Айзенку
- ни один из ответов не верен
№ 3
Проблемы периодизации развития личности детально разработали:
- Фрейд, Кэттелл, Эльконин
- Роджерс, Эльконин, Рубинштейн
- Фрейд, Эльконин, Эриксон
- Маслоу, Олпорт, Леонтьев
№ 4
Каковы три типа, выделены Э. Кречмером в книге «Строение тела и характер» в дополнение к атлетическому?
- эндоморфный, диспластичный, полный
- астенический, пикнический, диспластичный
- мезоморфный, эндофморный, экзоморфный
- пикнический, диспластичный, худой
№ 5
Что из перечисленного НЕ является индивидной характеристикой человека?
- темперамент
- задатки
- способности
- возрастно-половые особенности
№ 6
Кому из двух исследователей Вы бы приписали утверждение о том, что через патологию можно изучать норму?
- Э. Кречмеру
- У. Шелдону
- ни одному из них
- обоим
№ 7
Кому принадлежит следующее высказывание? «Будучи молодым человеком, я прошел через ад отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через крайний нигилизм. Со временем я сумел выработать у себя иммунитет против нигилизма. Таким образом я создал логотерапию»:
- В. Франклу
- З.Фрейду
- К. Роджерсу
- Э. Эриксону
№ 8
Структура личности, по Юнгу, состоит из следующих компонентов:
- бессознательное, предсознательное, сознание
- Эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное
- Эго, Ид, Суперэго
- Суперэго, личное бессознательное, коллективное бессознательное
№ 9
Понятие жизненного стиля в психологию ввел:
- В.С. Мерлин
- А. Адлер
- Г. Олпорт
- Е.А. Климов
№ 10
Принцип стремления к напряжению использовали в своих работах:
- А. Адлер, З. Фрейд
- А. Маслоу, Г. Олпорт
- А. Бандура, Дж. Роттер
- К. Левин, Л. Фестингер
№ 11
Превалирующее развитие мотивационно-потребностной сферы, по Д.Б. Эльконину, происходит в следующие периоды:
- ранний возраст, младший школьный возраст, ранняя юность
- младенчество, дошкольный возраст, подростковый возраст
- ранний возраст, дошкольный возраст, ранняя юность
- младенчество, младший школьный возраст, ранняя юность
№ 12
Какое из приведенных определений является определением характера, по А.Г. Асмолову?
- совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования
- характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности
- инструментальные проявления личности, совокупность фиксированных смысловых установок
- иерархия деятельностей, высшее единство, историческое (общественное) по своей природе
3.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ