Проблемные ситуации, психологические задачи

Сорокадвухлетний мужчина обратился к доктору Герцу (последователю В. Франкла) для лечения фобических расстройств. На его работу в качестве инженера оказывал негативное влияние невротический симптом дрожания руки, когда он писал в присутствии других людей, что значительно ухудшало его способность выполнять тонкую механическую работу в чьем-либо присутствии. В течение долгого времени он был не в состоянии подписывать чеки, если кто-нибудь находился поблизости, и приходил в состояние тревоги, доходящей до степени паники, перед докладами на деловых совещаниях. На людях он не был способен поднять рюмку или бокал из-за страха, что задрожит и расплещет содержимое. Любой ценой он избегал того, чтобы зажечь чью-либо сигарету. Симптом был снят после трех сеансов.

Каким методом воспользовался доктор Герц? Опишите подробно этот метод и механизм его психологического воздействия. Вспомните или придумайте еще один конкретный случай, когда обсуждаемый метод может быть эффективен. Существуют ли другие методы в рамках терапии, разработанной В. Франклом? В каких случаях они показаны и каковы их возможности? Приведите примеры. Постарайтесь использовать в ответе понятия «самодистанцирование» и «самотрансценденция», раскрыв их психологическое содержание.

Ключ:

Студент должен описать метод парадоксальной интенции, который эффективен в быстродействующей терапии, особенно в случае фобии с лежащим в ее основании механизмом антиципирующей тревоги. Самодистанцирование означает дистанцирование от своего невротического симптома, умение посмотреть на себя со стороны и использовать возможности юмора. При этом разрывается порочный круг «симптом – страх перед появлением симптома». Студент должен понимать отличие самодистанцирования от самотрансценденции. Из других методов логотерапии желательно назвать метод дерефлексии и обязательно назвать метод логотерапевтического сократического диалога (беседа в стиле сократического диалога), направленный на обнаружение смысла существования и развитие у пациента способности к принятию самостоятельных ответственных решений.

Используются материалы базового курса «Психология личности».

Литература: Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. Франкл В. Доктор и его душа. – СПб.: «Ювента», 1997.

Примеры тестовых заданий

№ 1

Целенаправленная деятельность субъекта по отношению к развитию личности является:

- фактором развития

- предпосылкой развития

- основанием развития

- условием развития

№ 2

Конституционная стратегия в типологии индивидуальности имеет отношение к:

- К.Г. Юнгу

- Э. Кречмеру

- Г. Айзенку

- ни один из ответов не верен

№ 3

Проблемы периодизации развития личности детально разработали:

- Фрейд, Кэттелл, Эльконин

- Роджерс, Эльконин, Рубинштейн

- Фрейд, Эльконин, Эриксон

- Маслоу, Олпорт, Леонтьев

№ 4

Каковы три типа, выделены Э. Кречмером в книге «Строение тела и характер» в дополнение к атлетическому?

- эндоморфный, диспластичный, полный

- астенический, пикнический, диспластичный

- мезоморфный, эндофморный, экзоморфный

- пикнический, диспластичный, худой

№ 5

Что из перечисленного НЕ является индивидной характеристикой человека?

- темперамент

- задатки

- способности

- возрастно-половые особенности

№ 6

Кому из двух исследователей Вы бы приписали утверждение о том, что через патологию можно изучать норму?

- Э. Кречмеру

- У. Шелдону

- ни одному из них

- обоим

№ 7

Кому принадлежит следующее высказывание? «Будучи молодым человеком, я прошел через ад отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через крайний нигилизм. Со временем я сумел выработать у себя иммунитет против нигилизма. Таким образом я создал логотерапию»:

- В. Франклу

- З.Фрейду

- К. Роджерсу

- Э. Эриксону

№ 8

Структура личности, по Юнгу, состоит из следующих компонентов:

- бессознательное, предсознательное, сознание

- Эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное

- Эго, Ид, Суперэго

- Суперэго, личное бессознательное, коллективное бессознательное

№ 9

Понятие жизненного стиля в психологию ввел:

- В.С. Мерлин

- А. Адлер

- Г. Олпорт

- Е.А. Климов

№ 10

Принцип стремления к напряжению использовали в своих работах:

- А. Адлер, З. Фрейд

- А. Маслоу, Г. Олпорт

- А. Бандура, Дж. Роттер

- К. Левин, Л. Фестингер

№ 11

Превалирующее развитие мотивационно-потребностной сферы, по Д.Б. Эльконину, происходит в следующие периоды:

- ранний возраст, младший школьный возраст, ранняя юность

- младенчество, дошкольный возраст, подростковый возраст

- ранний возраст, дошкольный возраст, ранняя юность

- младенчество, младший школьный возраст, ранняя юность

№ 12

Какое из приведенных определений является определением характера, по А.Г. Асмолову?

- совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования

- характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности

- инструментальные проявления личности, совокупность фиксированных смысловых установок

- иерархия деятельностей, высшее единство, историческое (общественное) по своей природе

3.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: