Черты конкуренции

Позитивные Негативные
— Снижает издержки — Ограничивает возможность возникновения монополий (от гр. mono — один, poleo — продаю), которые контролируя основную часть производства или сбыта определённого това­ра, могут взвинчивать цены, снижать качество ИТ. д. — Создаёт возможность выбо­ра для потребителя — Заставляет экономику гиб­ко реагировать на измене­ние обстановки — Способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции — Постоянное разорение мно­гих товаропроизводителей — Отвлечение неоправданно больших средств на рек­ламу — Использование нечестных методов борьбы: • подкуп работников; • шантаж; • промышленный шпио­наж и др. — Чрезмерная эксплуатация ресурсов — Экологические нарушения

Виды конкуренции

По методам конкурентной борьбы:

Ценовая – борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.

Неценовая – включает в себя технический уровень, новизну и качество товара; послепродажное техническое обслуживание; создание товаров – заменителей; рекламу.

По степени ограничения конкуренции

Совершенная и несовершенная, которая в свою очередь делится на монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.

Совершенная конкуренция – предполагает отсутствие власти производителя над рынком, т.е. цена устанавливается не производителем, а через соотношение спроса и предложения.

Характерные черты:

· Множество товаропроизводителей (потребителей), при этом доля каждого их них в общем объеме продаж (покупок) данного товара относительно невелика и это не позволяет им существенно влиять на цену;

· Производимые товары примерно одинаковы, т.е. нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм;

· Отсутствие входных барьеров (экономических и юридических);

· Продавцы и покупатели обладают всей необходимой информацией о поступающих на рынок товарах, их ценах и прибыльности продаж;

· Рациональное поведение всех участников рыночных отношений, т.е. невозможность сговора в любой форме.

Поскольку в реальной жизни обнаружить совпадение всех этих условий возможно лишь в очень редких случаях, то совершенная конкуренция служит скорее моделью, которая позволяет анализировать реальную ситуацию на рынке.

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция – форма конкуренции, предполагающая наличие довольно значительного числа продавцов на рынке, которые производят дифференцированную продукцию, а также проводят самостоятельную ценовую политику, невзирая на реакцию конкурентов; но при этом доля каждого товаропроизводителя в общем объеме продаж невелика и это не позволяет ему существенно влиять на уровень цены на рынке.

Олигополия – образуется при рыночной ситуации, когда многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами.

Различают чистую и дифференцированную олигополию.

Предприятия чистой олигополии производят стандартизированный товар, что обусловливает и приблизительно одинаковую цену на него у разных производителей.

Предприятия дифференцированной олигополии производят дифференцированные товары одного функционального назначения (бытовая техника, автомобили).

Монополия:

- ситуация, возникающая на рынке, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж на конкретном товарном рынке, что

-он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка;

- исключительное право, предоставляемое государству, предприятию, организации или физическому лицу на осуществление какой-либо деятельности.

Захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемый ими рынок.

Юридические барьеры

Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название «государственных монополий». Под этим именем они продолжают существовать и сегодня.

Надо сказать, что государство рождает монополию (или создает условия для нее) и тогда, когда выгоды от этого достаются преимущественно не государственной казне, а другим лицам или организациям.

Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов деятельности, и без получения государственной лицензии такой деятельностью заниматься нельзя. Лицензируется деятельность радиостанций и телекомпаний, нотариусов, банков, изготовление спиртных и табачных изделий и т.д.

Важным видом юридических барьеров, рождающих и защищающих монополию, являются патенты на изобретения и научно-технические разработки.

Естественные барьеры

В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такие монополии называют обычно естественными, поскольку порождающие их барьеры естественны, т.е. закономерно присущи определенному рынку.

Естественная монополия – отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредоточивается в одной фирме в силу объективных, природных или технических, причин, и это выгодно обществу.

Бывают такие монополии двух видов:

1. Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение.

2. Технико – экономические монополии. Так условно можно назвать монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (а, точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более, что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирм ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а росту цен.

Экономические барьеры

Такие барьеры возводятся самими фирмами монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

Например, в России в середине 90-х годов добиться снижения гирермонополизации экономики было крайне сложно из-за:

· Высокого уровня налогов;

· Дороговизны нового оборудования;

· Дефицита качественного сырья, материалов и комплектующих, возникших из-за спада производства в большинстве отраслей;

· Отсутствия у населения собственных накоплений в размерах, достаточных для начала коммерческой деятельности.

К такого рода объективным экономическим барьерам добавлялись барьеры уже искусственные, которые возводились самими монополистами.

Это прежде всего, различного рода ассоциации, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, т.е. объединения, позволяющие монополистам успешно решать задачи:

- контроля за ценами на своих рынках;

- раздела рынков;

- организации сбыта;

- получения более выгодных условий приобретения сырья, материалов, комплектующих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: