Тема: Правовое обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Понятие, значение и правовое обеспечение конкуренции

Воснову комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его порций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

Сформировались три основных подхода к определению конкуренции:

а) конкуренция как состязательность на рынке;

б) конкуренция как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение;

в) конкуренция как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Наиболее типичным является понимание конкуренции как:

• состязательности хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;

• состязательности на рынке в условиях отсутствия монополии;

• состязательных, сопернических отношений между двумя или несколькими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;

• особого по замыслу вида честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;

• соперничества между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи продукции;

• соперничества на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей.

Закон определяет конкуренцию как состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Как видно, легальное определение конкуренции мало затрагивает экономическую сущность данного явления, рассматривая его как инструмент предупреждения возникновения монополии в какой-либо сфере экономики.

Существование конкуренции и ее вид зависят от:

- количества субъектов предпринимательской деятельности на товарном рынке;

- дифференциации товаров;

- свободы вхождения на рынок и выхода из него; -доступности - - информации, контроля над рыночной ценой;

- неценовой конкуренции, сектора экономики.

В экономике принято разделять конкуренцию на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

Также выделяют открытую, закрытую и полузакрытую конкуренцию, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль.

Конкуренция может быть: строгой, т.е. осуществляться по заранее определенным правилам; по прецедентам; без правил (недобросовестная).

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации

а) распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента;

б). распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в любой форме и любыми способами заявлений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров.

б) введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа, места изготовлениятовара и его качества; (написано – «Сделано в Германии», а на самом деле – в Беларуси или Китае).

в). незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением;

г) незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования или маркировки на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации;

д). реклама товара, не отвечающего требованиям качества,

е). искажение в рекламной информации сведений об истинных свойствах товара,

ж). некорректное сравнение товаров. (Тайд – лучше, чем Дося).

К незаконным методам неценовой конкуренции также относятся промышленный шпионаж: переманивание специалистов, владеющих производственными секретами: выпуск товаров, внешне похожих на на изделия подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. Наиболее активны «фирмы-имитаторы», находящиеся в Марокко, Гонконге, на Тайване, в Турции, в Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии.

Конкуренция как инструмент саморегулирования рынка выполняет следующие функции:

1 способствует установлению равновесной цены,

2. уравнению спроса и предложения;

3. стимулирует научно-технический прогресс и повышает эффективность производства;

4. при противоборстве субъектов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.

Однако поддержание конкуренции на товарном рынке довольно сложно без вмешательства государства. Одним из самых важных средств государственного регулирования экономики является разработка и принятие актов антимонопольного законодательства. Государство устанавливает «правила игры» для конкурентной среды в нормах антимонопольного законодательства, которое представляет собой комплекс нормативных правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Кроме того, уполномоченные государственные органы следят за соблюдением антимонопольного законодательства, обеспечивают равноправное положение предприятий на рынке, предотвращают дискриминацию производителей и потребителей, а также налагают санкции за нарушение положений законодательства. Главной особенностью антимонопольного законодательства является то, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли или локального рынка, при которой ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря чему они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. В качестве важнейшей черты олигополистического рынка можно назвать взаимодействие конкурентных и монопольных сил. Антимонопольное законодательство не является первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции.

Основными нормативно-правовыми актами, направленными на развитие и содействие конкуренции, являются Закон РБ от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и Закон РБ от 16 декабря 2002 г. «О естественных монополиях», кроме того, ответственность за нарушение антимонопольного законодательства установлена в нормах КоАП и УК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: