Монополистическая конкуренция: природа и характерные черты

Монополистическая конкуренция – это такая рыночная модель, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию (одежда, обувь, книги). Для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа, скажем 25 – 60.

Рынок монополистической конкуренции характерен для производства и реализации преимущественно товаров потребительского назначения.

Признаки монополистической конкуренции:

1) каждая фирма, обладающая относительно небольшой долей всего рынка, имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;

2) тайный сговор фирм с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен;

3) нет ощущения взаимной зависимости;

4) каждая фирма сама определяет свою политику и реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы настолько мало, что у конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.

Дифференциация продукта является одним из основных признаков монополистической конкуренции. Причем дифференциация продукта может принимать различные формы:

- Продукты могут отличаться по своим физическим, или качественным, параметрам.

Персональные компьютеры, например, могут отличаться с точки зрения мощности аппаратуры, программного обеспечения и степени их ориентированности на потребителя. Или одна из закусочных «Бистро», торгующих гамбургерами, придает важное значение качеству своих булочек, в то время как ее конкурент уделяет особое внимание качеству самих рубленных котлет.

- Услуги, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта.

Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей или обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.

- Продукты могут также быть дифференцированы на основе размещения и доступности.

Небольшие минимаркеты самообслуживания успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент продуктов. Владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах, нередко они открыты 24 часа в сутки.

- Дифференциация продукта может также являться результатом различий, связанных посредством рекламы, упаковки, торговых знаков и торговых марок.

Яркая реклама может убедить многих потребителей, что те или иные товары являются лучшими и заслуживают более высокой цены, чем их известные заменители.

Итак, мы можем сказать, что производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию. Соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта.

Вступить в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко. Легкость вступления в отрасль способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм.

Итак, под монополистической конкуренцией подразумеваются отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы. Ценовой конкуренции сопутствует неценовая конкуренция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: