Общие положения. Концепция предшкольного образования

Концепция предшкольного образования

В Образовательной системе «Школа 2100»

(проект)

Общие положения

Концепция предшкольного образования (образование детей старшего дошкольного возраста) в комплексной программе «Детский сад 2100» базируется на основных положениях образовательной программы «Школа 2100», созданной под руководством академика РАО А.А. Леонтьева.

Концепция не претендует на выработку механизмов организационно-управленческой и финансово-экономической сфер дошкольного образования. Она направлена прежде всего на развитие и совершенствованиесодержания образования детей старшего дошкольного возраста и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ “Об образовании”.

Концепция отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, которое, как указано в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», может быть «рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы».

О необходимости ориентироваться на заказ общества и думать прежде всего о ребенке писал в свое время замечательный педагог и психолог Петр Федорович Каптерев. Сошлемся на его рассуждение о роли государства и общества в образовании: «Общество... заинтересовано прежде всего не государственными видами на образование, не строем школ и их законами, а своими детьми, их развитием, их здоровьем, их бодрым и веселым настроением... Благо детей на первом плане. Поэтому общество есть защитник общего гуманного образования детей... поэтому настоящая научная педагогия – требование общества. Государство педагогией собственно не занимается, оно создает школы и наблюдает за ними, но педагогически не организует их и не управляет ими. Все это делает общество... Оно намечает пути в воспитании и образовании. Государство пользуется уже готовыми результатами…» (П.Ф. Каптерев. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982).

При разработке концепции авторы учитывали некоторые социокультурные особенности и тенденции в российском обществе сегодняшнего дня, например, наличие в современном российском обществе социального и материального неравенства. Иначе говоря, это ограничения, накладываемые на принцип общедоступности образования, в том числе предшкольного. Вместе с тем реализация способностей ребенка не должна зависеть от материальных возможностей родителей. В этом заинтересованы и общество, и государство.

«Школа 2100» - это современная личностно ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы

Наша главная цель – не ЗУНы, а выращивание функционально грамотной личности. Иначе говоря, мы не “формируем” ребенка по заданной кем-то модели, как гончар “формирует” глиняный горшок на гончарном круге а выращиваем в каждом творческие способности, готовность к самореализации, поддерживаем в ребенке все то, что связано с “лица не общим выраженьем”, с личностным развитием.

В соответствии с основными целями, задачами государственной Образовательной системы «Школа 2100», концепция предшкольного образования отвечает общему подходу к процессу образования, который определен нами как развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный. Этот процесс мы противопоставляем “манипулятивной” педагогике, где ребенок выступает как объект процессов обучения и воспитания, а не как личность со своими индивидуальными особенностями.

2. Что такое предшкольное образование?

Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию). Особенностью нашей концепции предшкольного образования является то, что она одновременно решает две задачи:

1) готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.);

2) готовит детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.)

Как любое образование, предшкольное образование может быть институциональным, так как в обществе существуют формальные структуры или организации (институты), имеющие образование в качестве основной цели (например, ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования, школы и др.), и неинституциональным, если образование осуществляется в обход их (семейное или домашнее образование, однако и в этих случаях содержание образования определяется содержанием институционального образования).

Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольником в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно:

- его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку дошкольника к адекватному участию в жизни окружающих его социальных групп;

- культурное развитие – совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;

- познавательное развитие – собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.

Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Это знание не является целью предшкольного образования; картина мира есть (в самом широком смысле) ориентировочная основа для адекватной деятельности человека в мире.

При отборе содержания предшкольного образования мы ориентируемся на две основные тенденции в современном российском образовании - вариативность и стандартизация образования. Под вариативностью понимается способность образования соответствовать потребностям и возможностям различных групп дошкольников и индивидуальным особенностям отдельных детей. Стандартизация образования – это система ограничений, накладываемых на его вариативность в связи с необходимостью обеспечить готовность каждого ребенка к школьному обучению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: