Структура отраслевых издержек

При отраслевом анализе полезно знать, существует ли в отрасли опытная кривая.

Реальная стоимость

единицы продукции

 
 


Общий выпуск продукции

а а

Предполагалось, что при накоплении производственного опыта реальные затраты на выпуск продукции будут уменьшаться предсказуемыми темпами. При удвоении объема выпуска затраты на единицу продукции падают на фиксированный процент (обычно на 25-30%), который различен для различных отраслей.

Это теоретическое положение о зависимости затрат от объема выпуска и соответственно от доли предприятия на рынке лежит в основе матрицы БКГ.

Опытная кривая в крупных западных корпорациях широко применяется, но дальнейшее насыщение рынков и резкая дифференциация продукции уменьшили значение опытной кривой в формировании стратегии. Кроме того, уменьшение затрат не всегда обеспечивает конкурентные преимущества, особенно в отраслях, выпускающих престижные и дорогие товары. Опытная кривая тем не менее остается основой стратегии низких издержек производства.

Причина существования явления, которое отражается опытной кривой: обучение персонала, высокие технологии и эффект масштаба производства. Практика показала, что такое явление возможно только там, где существует очень хороший менеджмент. В Р.Ф. пока что не построено ни одной опытной кривой, потому что для построения таких кривых нужны данные, которые государственная статистика не дает.

Система сбыта продукции. Здесь нужно выяснить, какие есть каналы сбыта в отрасли, какие существуют альтернативные каналы, кто их владелец. Контроль над каналами сбыта иногда оказывается ключевым фактором успеха.

Тенденции развития отрасли:нужно знать, в каком направлении развивается отрасль, какие здесь могут быть неожиданности. Эта задача неразрешима, если нет остаточной информации. Основной источник такой информации – специализированные издания, отраслевые и межотраслевые журналы, каталоги продукции, прайс-листы и т.д. Неформальную информацию можно получить при личных встречах со специалистами отрасли. Ожидаемые изменения в отрасли можно выявить, но почти никогда не удается количественно оценить их воздействие на будущую рентабельность производства.

Ключевые факторы успеха (КФУ) – общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия. Они зависят от экономической и технологической характеристик организации, а также от средств конкурентной борьбы, используемых в отрасли.

После выявления КФУ надо разработать мероприятия по овладению наиболее важными факторами успеха в отраслевой конкуренции. В основе показателя КФУ могут лежать разные сферы деятельности предприятия: производство, финансовая сфера, маркетинг, НИОКР. КФУ могут иметь разные формы: низкая себестоимость продукции, высокая доля рынка, квалификация персонала, эффективная реклама, имидж одного из лучших предприятий отрасли и т.д.

КФУ различаются в зависимости от стадий жизненного цикла отрасли. Например, для отрасли, выпускающей технологическое оборудование, на стадии роста важны технологии, инновации, а на стадии зрелости – маркетинг и сервисное обслуживание потребителей; для отраслей, выпускающих потребительские товары, на стадии роста важны маркетинг и каналы сбыта, а на стадии зрелости преобладают производственные проблемы.

КФУ различных отраслей

Отрасль Возможные КФУ
1.Фармацевтическая отрасль Финансовые ресурсы, научно-исследовательская база, инновации, сбытовая сеть
2. Авиаперевозки Производственные ресурсы квалифицированный персонал, имидж компании
3.Производство вооружений Исследовательская база, поддержка правительства, способность эффективно вести торговые дела с немногочисленными компетентными покупателями
4. Нефтегазовая Местоположение источников сырья, надежность транспортных коммуникаций
5. Пищевая Качество продукции, имидж фирмы, эффект масштаба производства, сбытовая сеть, простота технологии

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: