Ø Война (самолет, пушки,сражение, ружья, солдаты.) ….баллов
Ø Чтение (глаза, книга, картина, печать, слова) ….баллов
Ø Сад (растения, садовник, собака, забор, земля) ….баллов
Ø Сарай (сеновал, лошади, крыша, стены) ….баллов
Ø Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) ….баллов
Ø Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед.) ….баллов
Ø Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево). ….баллов
Ø Деление (делимое, карандаш, делитель, бумага) ….баллов
Ø Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила) ….баллов
Ø Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать) ….баллов
Ø Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, любовь, текст,
редактор) ….баллов
Ø Книга (рисунок, война, бумага, любовь, текст) ….баллов
Общая сумма: ……. баллов
Обработка результатов
1. Испытуемые сравнивают свои ответы с правильными.
2. Правильно выбранные слова – 2 балла, одно слово - 1б, ни одного
3. – 0б.
4. Результаты суммируются.
Критерий оценок
0 – 6 б. низкий уровень
7 – 9 б. ниже среднего
10-14 средний
15-19 выше среднего
20-24 высокий уровень
Вывод: У И. в результате исследований выявлен высокий уровень операций обобщения, что свидетельствует об умении И. сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.
Основные пути формирования понятий
Понятие – форма мышления, отражающая свойства, связи и отношение предметов и явлений действительности.
В формировании понятий существует несколько ступеней.
1. Формирование понятия неоформленного и неупорядоченного множества, определяемого без достаточного внутреннего родства и отношения между образующими его частями (опыт №2).
2. Охватывает разнообразные в функциональном и структурном отношении типы мышления, при котором формируются не только субъективные связи, но и объективные, действительно существующие между предметами. В основе лежит не только абстрактное и логическое, но и конкретная фактическая связь
(опыт№3).
3. Комплексное обобщение элементов формирования понятий в истинном смысле, т.е. формирование связи по основным существенным признакам (опыт №4).
При изучении формирования понятий используют также методику Выготского-Сахарова (стр. 153, Крылов).
Упражнение «Словарный субтест» Векслера (стр. 173, Крылов).
Цель: изучить особенности развития понятийного аппарата.
Оборудование: различные слова.
Ход работы:
1. Работа группой.
2. Э. зачитывает слово, испытуемый определяет его значение.