Место подростка в сообществе взрослых и детей. Маргинальность положения и тенденция принятия роли взрослого.
Социокультурный и исторический взгляд на проблему подросткового возраста (М. Мид, И. Ридель, Д. Фрезер). История становления «Психологии подростка»: «романтическая» и «кризисная» модели рассмотрения проблемы подросткового возраста.
Определение возрастных рамок периода взросления:
v биогенетические терии (С. Холл, А. Геделл, С. Гессен, Э. Кречмер, К. Конрад);
v социогенетические теории (К. Левин);
v психогенетический подход (Э. Эриксон – психодинамическая концепция, Э. Шпрангер – персонологический подход, Ш. Бюлер – гуманистический подход);
v когнитивно-генетический подход (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).
Биологические аспекты вызревания в подростковом возрасте и основные параметры полового вызревания. Психологические аспекты взросления (Т.В. Драгунова).
Основная литература: 41,42, 63,82,97,111.
Дополнительная литература: 18,30,45,66,88,93.
Самостоятельная работа:
|
|
Изучить критерии периодизации возрастного развития, разработанные отечественной школой психологии и выделить особенности определения кризисных фаз в развитии подростка и юноши.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие полового созревания и развития в отечественной и зарубежной психологии. Выделение взросления в самостоятельную переходную фазу развития.
2. Взаимосвязь психологических и физиологических параметров на развитие ребёнка в период взросления.
3. Психосоциальные аспекты взросления и параметры психосоциальной зрелости подростка.
4. Классификация психических нарушений, характерных периоду взросления.
5. Критические фазы развития: характеристика личности подростка и юноши в период переживания кризиса развития.