Раскрытие – сжатие «оборота небес» как модель координации дыхания и движений

Что касается вопроса взаимодействия движений и дыхания в тайцзицюань, то это является ключом к координации внутренней и внешней работы тайцзицюань.
Автор на протяжении многих лет вникал в суть вопроса и понял, что метод дыхания «раскрытия – сжатия оборота небес» это важнейшая модель координации внутреннего и внешнего дыхания с движениями в позах тайцзицюань. Что такое «оборот небес»? Я бы определил его как движение изначального ци во время практики внутренней работы, которое проходит через «три заставы» и идет по орбите двух меридианов жэньмай и думай и называется «малый оборот небес» («малая орбита»). Если изначальная ци проходит через 12 основных и 8 чудесных меридианов, то это будет «большой оборот небес («большая орбита»). Кроме этого, есть еще один тип, который мы назвали «мельчайший оборот небес», при котором внутренняя ци опускается от пупка к хуэйинь, затем поднимается до минмэнь, из минмэнь вновь проходит в пупок. Формируется «внутреннее вращение даньтянь» по кругу между этими тремя точками, через повторяющиеся вдохи и выдохи даньтянь вращается по так называемой «мельчайшей орбите». Что такое «раскрытие – сжатие оборота небес»? Одна циркуляция оборота изначальной ци («большой оборот небес», «малый оборот небес» или «мельчайший оборот небес») в основном это одно раскрытие – сжатие в движениях в форме. Или можно сказать, что попеременное внутреннее вращение даньтянь, при котором изначальная ци совершает один оборот, во внешней форме движений тела и конечностей соответствует одному раскрытию – сжатию. Для рядового человека, не освоившего «большого» и «малого оборота небес», также можно использовать «мельчайший оборот небес» внутреннего вращения даньтянь, которое управляет раскрытием – сжатием движений в форме тайцзицюань. Подобная координация позволяет объединить внутреннее дыхание с раскрытием – сжатием внешних движений, делает возможным взаимное следование внутреннего и внешнего, сделать «все тело одной семьей», «внутреннее и внешнее одной семьей».

В чем заключаются основные характерные признаки раскрытия – сжатия «оборота небес» мы попытались отразить в нескольких аспектах, которые приводим ниже.

1. В соответствии с принципом тайцзицюань «внутри неподвижно – снаружи не выбрасывается», направляемое сознанием, при использовании дыхания даньтянь (циркуляции вдохов и выдохов) достигается управление раскрытием – сжатием в движениях тайцзицюань. Выдох – раскрытие (расширение), вдох – сжатие (съеживание), не зависимо от того, большое движение или маленькое, полный круг или полкруга, его диагональная амплитуда длинная или короткая, быстрое это движение или медленное, оно всегда координируется с ритмами дыхания даньтянь. Вместе с этим должна быть достигнута координация внутреннего и внешнего дыхания с движением. Вполне очевидно, что внутреннее вращение даньтянь имеет горизонтальную плоскость, вертикальную и диагональные плоскости, это является самым основным типом.

2. Центробежное усилие - цзинь и центростремительное усилие - цзинь основываются на сочетании дыхания даньтянь с раскрытием – сжатием движений. Попытки связать различные противоположные движения, такие как подъем и опускание, аккумуляцию и выброс, нейтрализацию и атаку, затягивание и удар с соответствующими вдохами и выдохами не надежны и не уместны, потому что при вдохе не обязательно производится аккумуляция, а при нейтрализации не обязательно делается выдох. В первой части «Секрета пяти иероглифов» Ли Ишэ как раз затрагивается этот вопрос: «На вдохе естественно поднимание, и также удобно для захвата противника и подъема; на выдохе естественно погружение, а также удобно для атаки и выбрасывания противника», т.е. и на вдохе можно атаковать противника, и на выдохе также можно атаковать противника. Каким же образом связано дыхание с движениями в форме, с их боевым применением? Я считаю, что все дело во входящем (центростремительном) усилии и выходящем (центробежном) усилии. Обычно выходящее цзинь это выдох, это раскрытие; входящее цзинь это вдох, это сжатие. Это проявляется во взаимосвязи единства противоположностей, при которой на выдохе (раскрытии) можно атаковать противника, и на вдохе (сжатии) также можно атаковать противника. Тайцзицюань это боевое искусство, а его отправная точка – взаимодействие дыхания и движений, которое является правилом инстинкта самообороны и механики боевого применения. Выдох - вдох даньтянь и раскрытие – сжатие движений обычно совпадают, однако не следует относиться к этому постулату слишком консервативно. Широко амплитудное раскрытие или сжатие, как правило, целиком и полностью сочетаются с выдохом и вдохом даньтянь, но есть некоторые движения, в которых «сверху раскрытие, снизу сжатие», или «сверху сжатие, снизу раскрытие», даньтянь в этот момент «вдыхает» или «выдыхает»? Каким образом происходит координация внутреннего дыхания и внешнего движения? Я считаю, что нужно исходить из «исходящего цзинь» и «входящего цзинь». Например, в позе «лениво подоткнуть одежду» («лань чжа и»), в движении 3 сверху производится затягивание (сжатие), а снизу продвижение вперед (раскрытие), вдох здесь или выдох? Здесь нужно смотреть, что главнее на этот момент: затягивание с нейтрализацией (сжатие), или удар ногой снизу вперед (раскрытие). Первое это входящее цзинь, второе – исходящее цзинь. На входящее цзинь производится вдох, на исходящее – выдох. Если рассматривать правило тайцзицюань «затянуть и пройти вперед, провалить в пустоту и сжать, и только тогда выпустить», то обычно на «затягивание и продвижение вперед, проваливание в пустоту» может быть и выдох, а может быть и вдох. Поскольку в затягивании и нейтрализации есть сжимающее движение, а также есть и раскрывающее расширяющее движение, тем не менее, всегда «исходящее» - это выдох, «входящее» - это вдох (перед вдохом обязательно есть сопряженный выдох, перед выдохом непременно есть сопряженный вдох).

3. Позиции как пример, с добавлением конкретных описаний. Две позиции из второй формы Чэнь тайцзицюань (паочуй) «прорыв слева» и «прорыв справа» являются примером. Это сравнительно простые движения влево и вправо с подтягиванием и атакой (раскрытием – сжатием), тем не менее, в них очень явно выражена орбита «оборота небес» с чередующимися закручиваниями и ударами, вдохами и выдохами. Движение 1: когда обе кисти сжимаются в кулаки и движутся по дуге вниз, подтягиваясь к животу, это состояние аккумуляции, затягивания, следует вдох. Ци из даньтянь проходит через хуэйинь и движется по дуге назад к минмэнь, затем поднимается по меридиану думай вверх, ци приклеивается к позвоночнику. Одновременно, ци из трех ножных иньских меридианов проходит хуэйинь и поднимается вверх, также достигая позвоночника. Движение 2: когда оба кулака идут по дуге вверх и вперед с выбросом усилия (оба кулака встряхивают вперед вверх), следует выдох. Одна часть изначальной ци идет по меридиану жэньмай вниз, ци возвращается в даньтянь; одновременно, другая часть изначальной ци, находящаяся в позвоночнике, выпускается через три иньских меридиана рук; вместе с этим, через три янских меридиана ног опускается вниз, стопы давят на землю. Таким образом, проявляется действие «ци пронизывает четыре верхушки», сила доходит до конечностей, сознание – и, энергия – ци, сила – ли становятся одним целым, отсюда достигается свободная беспрепятственная циркуляция сверху и снизу, при которой «ци возвращается в даньтянь» и «ци проникает в четыре верхушки». Вместе с тем, поры всего тела открываются и дышат, мышцы как одно целое, таким образом, достигается конгруэнция внутреннего и внешнего дыхания с телесным дыханием.

4. Практиковать форму тайцзицюань и практиковать метод раскрытия – сжатия «оборота небес» не обязательно вместе с «прохождением застав» (оборотом большой или малой орбиты). Тот, кто уже овладел «прохождением застав», обращает внимание в процессе выполнения формы на раскрытие – сжатие «оборота небес», он может укреплять и повышать эффект «прохождения застав» и функциональность внутренней ци. Тот, кто еще не овладел этим методом, проходит через практику соответствия внутреннего вращения даньтянь с дыханием, что, несомненно, помогает в «прохождении застав». Если к тому же уделять внимание тренировке по сочетанию работы в движении с сидячей работой, то эффективность будет очень существенной. «Движение и покой культивируют друг друга, инь и ян выравниваются» (Чэнь Синь, «Комментарии к схемам тайцзицюань семьи Чэнь, Вступление»).

5. Частота дыхания и ритм раскрытия – сжатия движений не обязательно совпадают. Скорость выполнения формы следует соотносить с потребностями и способностями занимающихся, которые у всех людей разные. В боевом применении также нужно «изменяться согласно действиям противника» и стабилизировать ситуацию. Поэтому движения в форме разделяются на быстрые и медленные, иногда скорость движения сначала медленная потом быстрая, иногда быстрая потом снова медленная, иногда выполняется несколько быстрых движений подряд. Каким образом при этом сочетаются дыхание и движения? Я считаю, что частота дыхания и ритм движений в большинстве случаев совпадают, однако это вовсе не абсолют, только скорость дыхания даньтянь и дыхания носом обычно одинаковые. В процессе одного относительно медленного движения также может быть два цикла дыхания, или в процессе одного длинного выдоха может быть один короткий вдох, в боевом применении это переходное усилие (цзецзинь) (например движение 3 в «цзиньган дао дуй»). И наоборот, иногда на протяжении одного выдоха выполняются от двух до нескольких движений с выбросом усилия, как во второй форме (паочуй) в позиции 58 «автоматическая пушка» на одном выдохе делается три быстрых движения.

6. В выполнении формы делается акцент на выдох. Выше мы говорили о том, что дыхание в тайцзицюань направлено на развитие всей структуры дыхания человеческого организма, что внутреннее дыхание (дыхание даньтянь) является осью всей системы дыхания человека, что дыхание и движения координируются, а также что внутреннее вращение даньтянь (мельчайший «оборот небес») это движущая сила, а в раскрытии и сжатии самое главное это исходящее (центробежное) усилие и входящее (центростремительное) усилие. Читатель должен обратить внимание, что весь обсуждаемый материал предназначен в помощь изучающим тайцзицюань. Начинающим хочу отдельно сказать, что для них главным является естественное дыхание, но следует обращать внимание на выдох, нужно постепенно исследовать правила дыхания тайцзицюань, шаг за шагом полностью развивать функции дыхания организма, шаг за шагом повышать свое искусство тайцзицюань. Одним словом: «Практикуя тайцзицюань с каждым шагом углублять свое гунфу», так же и с дыханием.

На современном этапе вы все, так или иначе, несете тайцзицюань в мир, я считаю, что это дело на благо всех людей и у нас в Китае и за рубежом. Однако я также считаю, что вместе с этим нам самим нужно исследовать свое тело, в особенности акцентировать внимание на исследовании внутренних закономерностей тайцзицюань (например нэйгун и другие аспекты), сделать так, чтобы дело наших предшественников в тайцзицюань было продолжено упорными трудами в своей основе и не прерывалось, создавая новые горизонты, повсеместно развивалось, и дальше вносило свой огромный вклад на благо всего человечества.


Гуанчжоу, ноябрь 1988 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: